40-й ММКФ. Конкурс. "Неаполь под пеленой" Ферзана Озпетека
Фильмом открытия Московского международного кинофестиваля, стал участник конкурсной программы «Неаполь под пеленой» (итал. «Napoli velata») Ферзана Озпетка. В 2012 году итальянский режиссёр представил на кинофестивале в основном конкурсе ленту «Присутствие великолепия», которая получила Приз зрительских симпатий. У новой картины «Неаполь под пеленой» есть все шансы эту награду получить. Во время постановочной оккультной церемонии таинства рождения в старинном доме, встречаются взгляды женщины бальзаковского возраста Адрианы и молодого красавца Андреа. После ночи, которая, кажется для обоих могла бы длиться вечно, проснувшись под аромат эспрессо, Адриана любуется на нового знакомого в лучах утреннего света и они договариваются о следующем "аппунтаменто".В теме любви у итальянцев всё просто – «...какая разница молодой человек или старый, мужчина или женщина, нравится, и слава богу!...». Адриана, ожидая встречи с Андреа, приходит в Неапольский Национальный археологический музей, где скульптуры античных мастеров, очертания их форм, изгибы линий человеческого тела предают её воспоминаниям о прошлой ночи. Сделав около десятка телефонных звонков, и уже отчаявшись вновь увидеть аполлона наших дней, женщина получает звонок с работы о необходимости заменить коллегу и неожиданно, с ужасом встречает там Андреа. Адриана работает патологоанатомом. Следствие начинает вести расследование, как и Адриана. Женщина переживает утрату будто близкого родственника или супруга, с которым она прожила долгие годы, даже приходит а похороны, а после, ищет в затылках прохожих, умершего, а может быть убитого Андреа. Она становится одержимой этими поисками. И как известно,кто ищет, тот всегда найдёт. Это Лука, близнец Андреа, так он представился убитой горем женщине. Лука влюбляется в случайную знакомую одной ночи своего брата. Для Адрианы, Лука – продолжение Андреа и перспектива счастливой жизни. Любовь к уверенному в себе, напористому красавцу Андреа, разбирается о ревность и жестокость Луки. Женщина не чувствует себя счастливой и от того решается рассказать полиции о существовании появившегося, будто от силы желания и воображения скорбящей, брата-близнеца. Её терзают призраки, видения, она окружена сомном теней, мистика следует за ней, и этому спутнику Адриана кажется не противится. «Если из двух дорог выберешь верную, то зло тебя не тронет» – такой совет она получает от провидицы. Помощник следователя, потерявший жену, как никто другой проникся к Андреа пониманием и сочувствием. Боль утраты когда-то пройдёт, жизнь продолжится, всё останется в прошлом, мы и заметить не успеем. Этап отчаяния и депрессии сменяется смирением и принятием. У Андреа три варианта: предаться воспоминаниям об Андреа, жить с Лукой или начать новую жизнь, чтобы там впереди её не ожидало.
Именно этот кульминационный отрезок есть конечная точка фильма, его идейная квинтессенция. Ожидаемый в начале жанр триллер/детектив, заканчивается рефлексирующей драмой, наполненной мистикой чисел и символизмом действий. Съёмки в живописной локации на склоне Везувия, плавные движения камеры в лучших традициях рекламных роликов итальянских модных брендов – всё что нужно, для визуальной составляющей фильма. Старинный дом тёти главной героини – принадлежит князю, другу Ферзана Озпетка. По началу, режиссёр не хотел снимать там, где уже проходили съёмки, но передумал. Интерьеры дома можно увидеть в фильмах «Путешествие в Италию» (реж. Роберто Росселлини, 1954) и «Золото Неаполя» (реж. Витторио Де Сика, 1954). Обращаясь к прошлым событиям в сюжете фильма, используется приём безлюдного интерьра с закадровыми голосами. По задумке режиссёра, для понимания лучше слышать, а не видеть. В самой сути Покрова, связанном в том числе и с реликвией «Христос под плащаницей», которая хранится в Капелле Сан-Северо в Неаполе, режиссёр видит свойство обнажать, вместо того, чтобы закрывать. Это такой своеобразный «занавес» начала фильма, его открытия. Режиссёр заключил несколько путеводных нитей, они ведут фильм и связывают сюжет: винтовая овальная лестница, амулет в виде глаза, комбинация чисел 42 18 75 10, воспоминания из детства героини, ставшие явью жизни, семейные тайны и их разоблачение. Как заверил сам режиссёр, у его фильмов нет послания, он просто рассказывает историю, а разбираться в ней предстоит нам, зрителям.
Лидия Суслова
|
Рекомендуем |