Партнеры Живи добром

7 ступеней Голгофы Андрея Тарковского


4 апреля 1932 года родился Андрей Тарковский – великий режиссёр советского и мирового кино. Не дожив до 55 лет, 29 декабря 1986 года, он ушел из жизни, внеся огромный вклад в историю киноискусства, успев снять 7 больших фильмов.


Отец режиссера – Арсений Тарковский, известный поэт и переводчик, уходит из семьи, оставляя Андрея и его младшую сестру с матерью Марией Ивановной Вишняковой, которая посвящает детям всю свою жизнь. Андрей не сразу принимает решение стать кинорежиссером. Выбор первого высшего образования был поспешен, не проучившись двух лет, Тарковский оставляет учебу в Московском институте востоковедения, и в 1953 году при содействии матери отправляется работать коллектором в тайгу в экспедицию от института НИГРИЗолото. За год работы в Сибири двадцатилетний Андрей укрепляется в решении стать кинорежиссером и после возвращения в Москву в 1954 году поступает во ВГИК на режиссёрское отделение в мастерскую к Михаилу Ромму.


Андрей Тарковский


Как личность творческая, Андрей был человеком со сложной и напряженной внутренней духовной жизнью. На личном опыте проживая человеческие пороки, Тарковский путем кинематографического искусства стремился к постижению своей души. В каждом слове, в каждом вопросе, звучащих в его фильмах, скрыт огромный смысл, и смысл этот есть постижение Бога.


Николай Болдырев в книге «Жертвоприношение Андрея Тарковского» пишет: «То ли по своей природе, то ли по инстинкту Тарковский понимал суть внутреннего опыта как «самовозведение на Голгофу»; «… бессознательно его внутренний компас избирал трудные, конфликтные и «самоистязательные» пути и тропинки».  Этими тропинками, ступенями в судьбе Тарковского являются его фильмы.


1 ступень «Иваново детство»

«Иваново детство» - первый полнометражный фильм Андрея Тарковского, принес молодому режиссеру главный приз венецианского кинофестиваля 1962 года и мировую известность. Детство 12-летнего Ивана закончилось, когда он в последний раз увидел нежно любимое им лицо матери, бесконечно много, всё, чем наполнено детство, ушло из жизни Ивана. Взамен мальчик приобрел злой дар войны - желание мстить, разрушившее цельный характер Ивана, герой одержимо ненавидит врага. Только сны возвращают мальчику его детство, солнце, безоблачное небо, ветер в волосах, летний воздух в паутинках, искорки в глазах сестренки, его маму.


2 ступень «Андрей Рублев»

Вдохновленный успехом «Иваново детства» Тарковский пишет сценарий картины «Андрей Рублев». В новой работе автор осуществляет переход от чувственной любви, преобладающей в первом фильме, к любви духовной. «Андрей совершил в кино такое, - вспоминает режиссер К. Занусси, - что кажется невозможным, - он сумел придать форму тому, что по сути своей невидимо и недоступно нашим ощущениям: в механической кинофотографии он запечатлел облик Духа, в форму материи вписал её абсолютную противоположность».


Андрей Тарковский


«Андрей Рублев» не стал традиционным биографическим фильмом. Тарковский так говорит о задачах, поставленных им в своей работе: «В фильме о Рублеве мне меньше всего хочется совершенно точно восстановить обстоятельства жизни инока Андрея Рублева. Мне хочется выразить страдания и томления духа художника в том виде, как понимаю их я, исходя из времени и проблем, связанных с нашим временем. Даже, если бы я задался целью именно восстановить время Андрея и смысл его страдания и обретения, все равно я не смог бы уйти от сегодня».


На фоне перехода от либеральной оттепели к консервативному застою фильм подвергается цензуре, чиновники видят в нем «налет религиозности», находят невыгодные обращения к советской действительности, многим не нравится непривычная форма подачи автором материала. Тем не менее в 1969 году фильм демонстрируется вне конкурса на Каннском кинофестивале и удостаивается приза международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ). В СССР картина попадает в ограниченный прокат только в 1971 году в урезанном виде. Сегодня известна и первая запрещенная версия фильма, носящая название «Страсти по Андрею». 


3 ступень «Солярис»

«Солярис» – научно-фантастическая драма об испытании человека совестью, обладатель Большого приза жюри на Каннском кинофестивале 1972 года. Тарковский доказывает своей картиной, что проблема нравственной стойкости первостепенна и остается главенствующей  даже в прогрессивном мире будущего, где человечество покоряет космическое пространство.  


Андрей Тарковский


На полузаброшенной космической станции живут трое учёных, каждый из которых сталкивается с испытанием нравственной чистоты, но не выдерживает его. Профессор Гибарян кончает жизнь самоубийством, профессор Сарториус ищет научное объяснение происходящим на станции явлениям, а профессор Снаут просто бежит от мыслей о своей совести. Выдерживает испытание, посылаемое океаном Соляриса в образе воскресшей Хари, только главный герой Кельвин, который ставит любовь выше всех существующих в мире научных истин.


Тарковский так определяет замысел «Соляриса»: «Главный смысл фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень». 


Фильм «Солярис» снят по мотивам одноименного романа Станислава Лема, но по своей сути в корне разниться с ним. Тарковский вводит в фильм образ матери Кельвина, которая является в его снах, даря свою любовь и заботу. Мать и отец – те нити, неразрывно связывающие главного героя с бесконечно любимой и прекрасной Землей. Вопросы, волнующие Тарковского в его фильме, роднят картину автора с творчеством Ф.М. Достоевского. Герой Тарковского находится на пути к нравственному очищению путем мучительного постижения собственного «я». Тогда как в романе Лема Кельвин остается на планете от безысходности, в «Солярисе» Тарковского побеждает любовь и человеческое в человеке. 


Андрей Тарковский


4 ступень «Зеркало»

«Зеркало» - фильм-исповедь, признанный цензурой непонятным массам и в общем неудачным, вышел ограниченным тиражом в 1975 году. Самый личный фильм Тарковского, в котором он рассказывает о своих чувствах связанных с близкими людьми, «о вечной жалости к ним и своей несостоятельности по отношению к ним – о чувстве невосполнимого долга». Воспоминания и сны главного героя Алексея, во многом повторяют судьбу автора – развод матери с отцом, детство в деревенском доме, эвакуация во время войны, рождение сына, собственный развод. Личное горе подается автором на фоне общемировых трагедий. 


Тарковский говорит о картине: «Что-то тянет тебя назад, в прошлое, не оставляя ничего впереди. Это всегда очень тяжело. Я подумал, что, рассказав об этом, я тем самым от этого освобожусь. Кстати, и у Пруста я вычитал, что это очень помогает освободиться от таких вещей, да и у Фрейда об этом написано». 


Искусство кинематографа, как способ спасения души, её очищения помогают Тарковскому уйти от навязчивой идеи «зеркальности» своей судьбы и судьбы отца. Автор ставит перед собой задачу ««раздать» себя до конца, чтобы фильм стал для нас самих своего рода очистительным нравственным поступком». Всё в человеке, все тайны мироздания, и, глубже постигая себя через «Зеркало», Тарковский стремится к постижению Бога.


Андрей Тарковский


5 ступень «Сталкер»

Снятый в 1979  фильм Тарковского «Сталкер» - картина о вере, единственном, что может спасти человечество.  Аркадий и Борис Стругацкие пишут для режиссера сценарий-притчу по своему роману «Пикник на обочине», внося в образ главного героя и в сам замысел романа существенные изменения. Путем многократных корректировок Стругацкие приходят к образу Сталкера - «апостола нового вероучения, своего рода идеолога», убирая из сценария научно-фантастическое начало. Этот вариант нравится Тарковскому и он говорит: «Первый раз в жизни у меня есть мой сценарий». Фильм получил приз экуменического жюри на Каннском кинофестивале в 1980 году и занимает особое место в творчестве Тарковского, который говорит, что в нем он «легально коснулся трансцендентного».


6 ступень «Ностальгия»

Итальянский поэт, писатель и сценарист Тонино Гуэра, восхищённый «Андреем Рублёвым» Тарковского, предлагает режиссеру совместную работу, и по результатам переговоров Тарковский приступает к съемкам фильма «Ностальгия», который выходит в прокат в 1983 году. Фильм получает приз за лучшую режиссуру, премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри на Международном кинофестивале в Каннах.


Официально Тарковский еще не покинул родину, но мотив прощания с ней и невозможности жить без нее, отчетливо прослеживается в картине. Режиссер передает свое психологическое состояние на экран «Ностальгии», воплощая в главном герое своё alter ego. Сюжет в фильме не играет особой роли, картина выткана из другой материи: в ней нет четко очерченных границ между снами героев и явью, между физическим миром и духовным. 


В своем интервью за несколько дней до показа фильма в Каннах, Тарковский говорит: «В двух словах, я хотел рассказать, что такое «ностальгия», ведь это слово я понимаю в том смысле, в каком оно употребляется по-русски, — это смертельная болезнь. Я хотел показать типично русские, по Достоевскому, психологические её черты. Слово это по-русски трудно для перевода. Это может быть сострадание, но только сильнее по смыслу, это страстное отождествление себя с другим страдающим человеком». 


Андрей Тарковский


7 ступень «Жертвоприношение»

В 1984 году Тарковский принимает решение остаться на Западе и снимает в Швеции свою последнюю работу, в которой призывает человечество к самопожертвованию во имя любви. «Жертвоприношение - это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву», - выводит Тарковский.

На Каннском кинофестивале фильм «Жертвоприношение» получил четыре награды, в том числе Большой приз жюри. За призом вместо больного отца на сцену поднялся сын режиссера.


«Жертвоприношение» фатально пересекается с судьбой Тарковского и становится последней работой автора. 13 декабря 1985 года врачи диагностировали у него рак. Его похороны состоялись на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Небольшой памятник на могиле Андрея Тарковского символизирует Голгофу, а в основании православного креста, венчающего гору, высечены семь ступенек по числу фильмов Гения. 



Ольга Баранова



 

Рекомендуем

Адриано Челентано "Второй после Папы Римского"
Ироничная комедия «Колесо Фортуны»
Хороший мальчик нашего времени ("Хороший мальчик" реж. Оксана Карас)
BLICK'16: "Фанатки на завтрак не остаются" реж. Марк Ротемунд
Анонс. Мастер-класс Йоса Стеллинга «Иллюзионист без секретов»
Эмир Кустурица. Рожденный под знаком триумфа
Евгения Симонова. Жизнь на сцене и за кулисами
Что смотреть? Фильм "Королева"
Татьяна Лиознова - «Железная леди» отечественного кино
Прародитель русской псевдоготики Василий Баженов