Партнеры Живи добром

Альфред Хичкок. Кино, как кусок пирога


Альфред Хичкок


Мастер «саспенса» Альфред Хичкок с блеском переносил все свои страхи и фобии на большой экран. В детстве самым большим страхом для маленького Альфреда, воспитывавшегося в строгой католической семье и исправно посещавшего иезуитскую школу, был страх наказания. Настоятель наказывал мальчишек за малейшие шалости и записывал их имена в специальную книжку. Это означало, что вечером после уроков виновный будет наказан. Весь день проходил в мучительном ожидании «кары за грехи». А однажды, отец Хичкока Уильям, отправил своего сына в полицейский участок с короткой запиской. Дежурный офицер прочитал послание, запер ребенка в тюремной камере на 10 минут, после чего нравоучительно произнес: «Вот что мы делаем с непослушными детьми». Хичкок младший был ужасно напуган и удивлен, ведь ничего плохого он не совершал и наказан несправедливо. Этот случай произвел на будущего режиссера колоссальное впечатление. С тех пор Хичкок боялся полицейских, а сюжет с ошибочно обвиненным добропорядочным человеком будет, так или иначе, присутствовать почти во всех его работах. Уже в первом по-настоящему «хичкоковском» фильме «Жилец» есть этот мотив.


Нового постояльца гостиницы подозревают в совершении жестоких убийств, его жизнь превращается в ад, но в финале подозреваемый оказывается невиновен. Свой творческий путь в кино молодой Хичкок начал с того, что рисовал таблички с титрами для фильмов американской кинокомпании, открывшей филиал неподалеку от Лондона. В то время в немых кинокартинах кадры с текстом сопровождались небольшими картинками или орнаментом в духе происходящего на экране действия. Очень скоро Хичкок возглавил отдел титров. Его очень забавляло то, что довольно часто неудавшуюся картину можно было изменить до неузнаваемости всего лишь при помощи титров и монтажа. Так, например, из исторической драмы можно было получить фривольный водевиль. Из отдела титров в монтажную мастерскую, а потом в помощники режиссера. На досуге юноша занимался написанием сценариев, в основном, переделкой популярных пьес. Кстати, большинство картин Хичкока поставлены им по чужому литературному материалу. 


Режиссер принципиально не читал выбранную для фильма книгу больше одного раза, для него важна была лишь идея и первое впечатление от прочитанного. Впоследствии, из бульварных романов и средненьких пьес он делал киношедевры. После того, как студийные боссы ознакомились со сценарными работами юного кинематографиста, они предложили ему самому поставить фильм. Первой самостоятельной работой Хичкока стала картина «Сад наслаждений». В съемочную группу картины входила невеста режиссера Альма Ревилль. Они познакомились чуть раньше, когда вместе работали над фильмом «Женщина к Женщине». Во время съемок «Сада наслаждений» Альфред и Альма обвенчались и с тех пор не расставались до конца дней. Они прошли вместе от «Сада наслаждений» (1925) до «Семейного заговора» (1976). Альма переживет мужа всего на два года. В 1979 году, получая награду за жизненные достижения от американского института киноискусства, Хичкок скажет: «Эту награду, как и свою жизнь, я разделяю со своей женой Альмой.»


В 1939 году карьера режиссера продолжилась с успехом в Голливуде. Там у Хичкока появился новый страх, боязнь продюсеров. После печального опыта работы с Дэвидом Селзником, который пытался вмешиваться в кинопроцесс, Альфред Хичкок старался делать все сам, даже финансировать свои картины самому, лишь бы свести все контакты с продюсерами к минимуму. С критиками у мэтра тоже не всегда складывались хорошие отношения. Критики называли «К Северу через северо-запад» бездумной забавой. Критики не приняли «Головокружение», обвиняли фильмы в излишней запутанности и нереалистичности. Хичкок говорил: «Некоторые фильмы представляют собой кусок жизни, мое кино – это кусок пирога». Зрителям был по вкусу такой пирог. Хичкок всегда заботился, прежде всего, о зрителе. Все его невообразимые ракурсы съемки, которые так охотно, умело и неумело повторяют последователи мэтра, напряженный монтаж, интересные персонажи, сюжеты, все было направлено только на то, чтобы с головой увлечь зрителя в кино. Хичкок даже скупил все копии романа «Психо», которые успел достать, для того, чтобы зрители не узнали развязку сюжета заранее. В 50-х и 60-х он стал живым классиком, показав миру «Окно во двор», «Психо», «Птицы», «Головокружение». В США Альфред Хичкок стал брендом.  Его имя в титрах зрителям гарантировало отличные два часа в кинотеатре, а прокатчикам приличные сборы. Зрители прилипали к экранам телевизоров, когда там под марш Шарля Гуно появлялся грузный силуэт с оттопыренной нижней губой и надпись «Альфред Хичкок представляет».


Родился Альфред Хичкок 13 августа 1899 года, умер 29 апреля 1980. Весь ХХ век мир смотрел его фильмы и замирал от страха и интереса.  С его смертью, по мнению киноведов, умерло кино. В детстве Альфред был замкнутым и необщительным, у него не было друзей, он не принимал участия в общих играх. Он стоял в сторонке и наблюдал. Он наблюдал за жизнью со стороны и фантазировал. Как персонаж Джеймса Стюарта в картине «Окно во двор». Теперь мы наблюдаем за жизнью его персонажей через окна, щели, замочные скважины, которые любезно расставил для нас Хич. Бесполезно пытаться рассказать и пересказать фильмы Хичкока. Смотрите их, наслаждайтесь пирогом.


Альфред Хичкок



Михаил Мосягин



 

Рекомендуем

FollowTheFabrika. Этап I.III
Наш современник Григорий Козинцев
Таинственный остров Жюля Верна
Почему оживают литературные персонажи. Иллюзия независимого агентства
Тернистый путь Ференца Листа к славе
Денис Фонвизин. Автор высмеивает, читатель смеётся
Самая пьянящая комедия: «Белое вино из Баббудойу» на фестивале RIFF-2016
Джаз осенью 2017
История одного крестьянина
Б.В. Дуров – инженер, режиссер, настоящий мужчина