Партнеры Живи добром

Кино. Blick’15. Беатрис Мёллер «Всё, что мы хотим»



Blick

 

В нашей стране традиция документального фильма весьма богатая и очень долгая. Но советские времена, когда документалистика была не просто востребована, но являлась инструментом манипуляции сознанием масс, давно прошли. Публика постепенно потеряла к этому жанру интерес, теперь документальное кино вынуждено соперничать с игровым: оно должно быть не просто познавательным, а масштабным, дорогим, захватывающим и максимально занимательным. Но это для всех, а есть маленький, трогательный и очень серьезный мир, где с экрана на тебя не плещет волна, и не летят самолеты крупным планом. Там люди «здесь и сейчас», такие же, как мы. С нашими проблемами, с нашими сомнениями, с таким же, как у нас, желанием найти свое место в этом мире. И, главное, с желанием об этом поговорить.


Goethe Institut и Центр Документального кино любезно предоставили возможность познакомиться с достижениями современных немецких режиссёров как в документальном, так и в игровом кино. Довольно обширная фестивальная программа, которую немцы окрестили «Blick», т.е. «Взгляд», завершилась 17 ноября фильмом Беатрис Мёллер „Alles was wir wollen“ – «Все, что мы хотим».

Что приходит в голову после просмотра – это желание описать фильм одним словом. Пожалуй, «честный», «искренний», «объединяющий» - самое подходящее. Зрители после показа благодарили Беатрис Мёллер, прежде всего, за возможность почувствовать себя «не одинокими». Ведь, несмотря на то, что возраст героинь вполне определенный – около тридцати лет – их размышления о жизни, работе, семье – все это оказалось максимально универсальным, и за просмотром этого яркого, умного и глубокого кино было как-то все равно, что речь о жительницах Германии. Ведь они все тоже «наши», из поколения новых, современных взрослых.

 Режиссер призналась, что работа над фильмом далась ей нелегко: «Это был полёт вслепую». На съемки в общей сложности ушло 5 лет, полных страхов, трудностей с героями и в особенности перебоев с финансированием. Однако съемки спас новый на тот момент для Германии краудфандинг и поддержка гос. учреждений, так что теперь, когда фильм гастролирует по всему миру уже полтора года и принимается публикой настолько тепло, она уверена в своих силах.

 Это документальный фильм, так что о сюжете здесь речи, конечно, не идёт, но есть некая фабула: жизнь трех девушек в течение 3-4 лет, их эволюция, эволюция их мироощущения, приоритетов. И несколько вопросов, самых важных.

 О возможностях.

«Когда открыты все двери, это, на самом деле, затрудняет движение» - говорит одна из героинь.

Излишнее количество вариантов затрудняет выбор, «перенасыщение информацией доводит до отчаяния» – вот основная трудность, которая встала перед нынешним поколением и совершенно чужда предыдущим. Во времена наших матерей люди «хватались за первое попавшееся и были довольны». Что противопоставляют нашим метаниям наши родители? «Эффективность». Твой КПД в жизни должен быть максимально высоким, ведь время – единственный невосполнимый ресурс. А мы все время боимся сделать неправильный выбор, меняем работы, специальности, боясь что-то упустить.

О деньгах.


В отношении к деньгам наше поколение противоречиво: мы утверждаем, что деньги в работе не главное, однако кто же может получать удовольствие от работы, считая каждую копейку? Кто-то рассылает по 10 резюме в сутки, а кто-то изо дня в день сидит на ненавистной работе, мечтая о карьере в совершенно другой сфере. Кое-кто из родителей считает, что финансовая обеспеченность тоже мешает сделать выбор, финансовая независимость женщины даёт ей полную свободу: строить карьеру или рожать детей, сохранять и блюсти отношения с мужчиной, или разбегаться с ним, когда отношения начинают тяготить. Женщина не связана отсутствием денег, и это делает ее «беспорядочной», ценность многих сфер жизни значительно падает, она часто не отдает себе отчета в том, что ее выбор почти бессознательный, необдуманный. Неуверенность в завтрашнем дне подхлестывает эту беспорядочность. Мы мечемся между своими желаниями и сиюминутными потребностями.

О семье.

Достигнув «взрослости», девочки понимают, что детские ожидания, в которых все так понятно, имеют мало общего с действительностью. Полная свобода в вопросе семьи, которую даёт нам современное общество, как будто оставила нас без ориентира. Мы уже не способны сформулировать, зачем нам семья, не можем определиться, хотим ли иметь детей. Мы готовы оставить этот вопрос «до лучших времен», пока не подвернётся достойный человек, или пока не будут достигнуты успехи в карьере. Иногда кажется, что идеальный брак – это когда супруги живут врознь, ведь так они способны дольше «сохранять уважение друг к другу». Но с другой стороны, что это за семья без совместного быта? И мы боимся наделать ошибок, чего-то ждем, взрослеем, а потом стареем, надеясь избавиться от иллюзий и навязанных нам моделей поведения.

О взрослении.

Мы все тоскуем о нашем детстве. О тех временах, когда не было ни необходимости, ни особой возможности принимать судьбоносные решения. «Стать человеком, - говорит одна из героинь, качая на руках свою новорожденную дочь, - не так-то просто. Ты только появился на свет, все болит, ты ничего не понимаешь, …но вот тебе уже тридцать, и ты все так же не в состоянии заплатить за квартиру». Может быть, наше поколение инфантильно, за нас слишком долго все решали другие. И, очевидно, кто-то другой вбил нам в голову, что существует некая программа, некий пункт назначения, к которому мы стремимся, проходя поэтапно: школу, ВУЗ, первую работу. «Ты думаешь: круто, что там дальше? Семья? Более высокооплачиваемая работа? Что?» Со временем приходит понимание того, что мы «в этом пункте изначально. Этот пункт и есть весь процесс».

 Это лишь некоторые «самые важные» вопросы. После просмотра осталось теплое, очень приятное ощущение интимной беседы с друзьями, с людьми твоего круга. Беатрис Мёллер призналась, что не нашла ответов на поставленные в фильме вопросы, такие «родные» для нашего поколения: «чего я хочу? Зачем все это? Что меня ждёт?». Но, как это бывает, когда обговоришь с подругами все свои проблемы, стало почему-то легче. Может, от осознания того, что ты такой «сложный» не одинок в этом мире, а может, от появления надежды на то, что мы все, такие «сложные», все вместе рано или поздно найдём то, чего мы так хотим.

 

Blick


Елизавета Савостьянова



 

Рекомендуем

Игра по правилам Греты Гарбо
Дамы и господа, внимание! Представляю вам женщину, «сделавшую из американских артисток простых русских баб»!
Вера Каралли: но то был дивный сон
Русский Уайльд. Игорь Северянин
Премьера оперы "Фрида и Диего"
Стоит ли смотреть "Аладдина" Гая Ричи?
Русский балет – это Марина Семенова
Бедный непонятый Василий Кандинский
XXVII Международный кинофестиваль «Послание к человеку»
Как кошка на автостраде: премьера комедии «Добро пожаловать в Рим» на V русско-итальянском кинофестивале RIFF