Партнеры Живи добром

BLICK'16: "По ту сторону Босфора" реж. Фатих Акин

3 ноября откроется кинофестиваль Гёте-Института «BLICK’16. Музыка в кино» в Центре документального кино. В программу вошла картина немецкого режиссера турецкого происхождения Фатиха Акина "По ту сторону Босфора". О фильме и о турецкой музыке рассказывает журналист Анастасия Лаукканен, которая живет и работает в Стамбуле :


Музыка. Музыка окутывает Турцию, насквозь пронизывает Стамбул. Музыка важна для турок, как никакое другое искусство. Она объединяет сотни осколков, из которого соткано турецкое общество, и заставляет каждого покачиваться в такт. К музыке здесь относятся с безграничным уважением. Свои музыкальные группы есть во всех больших компаниях в городе, никто не ругается на соседа-кларнетиста, а на пешеходных улицах в Стамбуле музыканты играют через каждые сто метров.

За несколько лет, что я живу в Стамбуле, я только начала разбираться в стихийном смешении стилей и направлений, из которых состоит здесь каждый день. Музыка сюда приходит со всех четырех морей и многих границ. С Греции и ее островов, от румынских цыган, с Черного моря и его соседей, со Средиземноморья. И, конечно, мощное течение из близких арабских стран.


«По ту сторону Босфора»


По-прежнему, самой загадочной для меня остается традиционная фольклорная музыка. Ни в одной стране я не слышала, чтобы она была так жива в современном городе, чтобы ее играли в барах, на застольях, на постоянных концертах. «Тюркю» и «Арабеск» - их два главных направления. Подростки тут слушают арабеск, который заставляет их вскакивать на ноги, потому что это почти роковое переложение арабских и оттоманских песен, а взрослые грустят под длинные песни тюркю и «тюрк санатмюзии», с ее протяжными кларнетами и пронзительными нотами саза.

Классическая музыка здесь – это музыка султанских дворцов и гаремов, музыка танца живота. Классическая музыка в европейском понимании тоже есть, хотя турки любят вести бесконечные дебаты, о том, как запад повлиял на турецкую классическую музыку, и, главное, как турецкая повлияла на западную.

Мы не будем останавливаться на религиозной музыке, с ее суфийскими и алевийскими влияниями. Запомним на будущее путешествие, что есть и специальная музыка для вечеров с ракы – турецкой водкой. А перейдем сразу к самому интересному - турецкой популярной музыке. Нет, это не про турецкий поп, хотя он, конечно, существует, во главе с небезызвестным Тарканом. Нет, давайте нырнем в море турецкого хип-хопа, турецкого транса, анатолийского рока, исламистского анашида, курдского андеграуда, метала, хип-хопа и поп-рока. И лучше всего это делать вместе с культовым фильмом немецко-турецкого режиссера Фатиха Акина «По ту сторону Босфора».


«По ту сторону Босфора»


В 2005 году Фатих Акин и Александр Хаке, музыкант немецкой группы «Einstürzende Neubauten» собрали мобильную звукозаписывающую студию и отправились в музыкальное путешествие по Стамбулу и близлежащим городам. Получился живой и интригующий портрет по всем меркам сумасшедшего города. Это прекрасный гид для совсем начинающих постигать турецкую музыку, но также и для тех, кто уже что-то знает о легендарных Сезен Аксу и Эркине Корае. Фильм завлек в Стамбул множество людей и, может быть, будет толчком и для вас.

Начнем с Баба Зула, самой известной психоделической группы Турции, которых еще называют «наши любимые альтернативщики». Их яркие странные костюмы легко запомнить. Они сочетают традиционные турецкие ритмы, электронику и рэгги. Они первые начали экспериментировать с электро-сазом. На мировую сцену Баба Зула вышли как раз благодаря фильму «По ту сторону Босфора», где звучат сразу две песни -энергичный "Tavus Havas?" и лиричный "Cecom".



Орхан Генжебай – турецкая легенда, в народе его с любовью зовут Орхан Баба (отец). Музыкант, композитор, певец, продюсер, еще он снимался в кино. Свою знаменитую песню «Hatasiz Kul Olmaz» - «Без ошибок не бывает человека» - он как раз спел в фильме, после чего нация выучила ее наизусть, а Таркан записал очень неплохой кавер.



Идем дальше. Orient Expressions – этно-электронная группа. Они так удачно сочетают народную и электронную музыку, что их особенно преданные поклонники говорят, что это стало новым символом Востока. Песня Istanbul 1:26 A.M определила звучание группы в 2003 году. Если вам нравится, смело ищите альбом.



Время турецкого рока. Группа Duman – Дым – существует с 1999 года, и ее карьера напоминает американские горки, - множество взлетов и не меньше разочаровывающих падений. Тем не менее, в Турции нет того, кто не знал бы этих суровых “дымных» мужчин, которые, конечно, же, часто использовали элементы народной музыки в своих рок-альбомах. Песня, которая появляется в фильме, так и называется «Istanbul»



Второй после саза любимый турецкий музыкальный инструмент – кларнет. Кларнет любят непрекословно, и только здесь я слышала, как кларнет может творить настоящие чудеса. В турецкой музыкальной традиции между нотами есть не одна полунота, а целых девять. И именно в переливах кларнета это слышно лучше всего.

Селим Сеслер – виртуоз кларнета цыганского происхождения. Он умер всего два года назад, а до этого прожил головокружительную жизнь, начиная с игры на деревенских свадьбах и заканчивая выработкой собственного, мгновенно узнаваемого стиля и богатейшего репертуара. В клипе с песней из фильма Селим сидит слева от певицы.


 

Это всего лишь пять песен из более чем двадцати представленных в фильме. «По ту сторону Босфора» покажут в на большом экране 6 ноября в Центре документального кино в рамках кинофестиваля Гёте-Института «BLICK'16. Mузыка в кино». Расписание можно посмотреть на сайте https://www.goethe.de/blick16

Анастасия Лаукканен



 

Рекомендуем

Лариса Лужина. Зал ожидания
«Открытая коллекция» в музее PERMM
Надежда Румянцева: Чарли Чаплин в юбке
Mercedes-Benz Fashion Week Russia сезон осень/зима 2014-2015
Рудольф Нуриев - «Чингисхан танца»
Как (не) написать книгу
Последний концерт Фредерика Шопена
Ив Сен-Лоран: «Балансируя между радостью и тоской, я принес свою жизнь в жертву творчеству»
Дж. К. Джером: жизнь, как она есть
Мастер-класс