Партнеры Живи добром

Буддист-революционер - Бернардо Бертолуччи


Бернардо Бертолуччи родился 16 марта 1940 года в Парме в семье писателя и кинокритика Аттилио и учительницы Нинетты. Первым из своих многочисленных талантов Бернардо открыл дар писательства. Он начал писать в 15 лет. Отец Бертолуччи часто водил сына на съемки фильмов, режиссерами которых нередко были его друзья. Молодой человек страстно увлекся кино и даже снял две короткометражки на любительскую камеру. Занятие писательством приводит будущего режиссера на факультет современной литературы. 


В 20 лет Бернардо Бертолуччи становится лауреатом престижной итальянской литературной премии Виареджио за книгу стихов «В поисках тайны». 


Бернардо Бертолуччи


В мир большого кино будущий великий режиссер попадает благодаря Пьеру Пауло Пазолини. Они познакомились в университете. Аттилио Бертолуччи, используя свои связи в литературных кругах, помог Пазолини напечатать его первую книгу, а Пазолини в свою очередь взял Бернардо первым ассистентом на съемки фильма по этой книги. Фильм назывался «Аккаттоне» и рассказывал о жизни римских нищих. У Пазолини и Бертолуччи было много общего, они оба писали стихи, сценарии и обожали кино. Первый свой собственный полнометражный фильм Бертолуччи снимает по произведению Пазолини. Фильм «Костлявая кума» вышел на экраны в 1962 году. Из-за работы над режиссерским дебютом Бернардо бросает учебу в университете.  В это же время Бернардо Бертолуччи увлекается работами Карла Маркса. Режиссер всегда называл себя «итальянским кузеном французской «Новой волны» и очень высоко ценил творчество Годара и Трюффо. Увлечение марксизмом и кинематографом «Новой волны» нашли отражение в новом фильме Бертолуччи «Перед революцией» (1964). Главный герой этого фильма Фабрицио верит в идеалы марксизма, но не может пожертвовать своим благополучием ради них. 


После «Перед революцией» Бертоллучи экранизирует «Двойника» Достоевского, снимает для итальянского телевидения, пишет сценарий к культовому фильму Серджио Леоне «Однажды на диком западе», но мировой успех и признание приносит ему фильм «Конформист» (1970). Это первый фильм режиссера после вступления в коммунистическую партию в 1969 году. Картина исследует причины возникновения фашизма, причины, побудившие людей, вступать в партию Муссолини. После премьеры «Конформиста» на Берлинском кинофестивале в 1970 году 29-летний создатель картины сразу же получил репутацию главного режиссера современности. Критика и зрители во всем мире хорошо приняли фильм.


Бернардо Бертолуччи


«Конформист» получил итальянскую национальную награду «Давид Ди Донателло», а также был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус». Великие режиссеры США 70-х Спилберг, Коппола, Скорцезе говорили, что фильм «Конформист» оказал огромное влияние на их творчество и иногда цитировали картину в своих работах в знак уважения мастеру.


Следующий фильм Бертолуччи - эротическая драма «Последнее танго в Париже» (1972). Произведение частично основано на сновидениях режиссера (кстати, несколько известных психологов написали научные диссертации на основе снов Бертолуччи).  Фильм был запрещен к показу в Италии, благодаря большому количеству откровенных сцен, а режиссер получил четырехмесячный условный тюремный срок. Масштабное кинополотно «20 век» (1976) с ДеНиро и Депардье в главных ролях показывает двух друзей, на фоне политических и исторических событий в Италии в первой половины 20 века. На фоне конфликта с итальянскими властями из-за проката «Последнего танго в Париже» и итальянской публикой после провала последних двух картин - «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981), в начале 80-х режиссер перестает снимать в Италии и переезжает в Лондон.


Поиски темы для нового фильма привели режиссера в Китай. Темой новой картины стала биографии Пу И, последнего императора Китая. Впервые иностранному режиссеру разрешили снимать в Запретном городе в Пекине. Роскошный, высокобюджетный «Последний император» в 1987 году с успехом прошел в кинотеатрах мира и получил 9 статуэток американской киноакадемии, включая приз за лучший фильм и лучшую режиссуру.  В одном интервью Бертолуччи сказал: «Я не мог понять Италию 80-х годов, куда она движется.Парадоксальным образом я понял это в Китае. Только после девяти "Оскаров", полученных за "Последнего императора", я почувствовал себя итальянцем. И хотя действие этой картины происходит на Дальнем Востоке, это мой самый итальянский фильм». Бертолуччи продолжил тему Востока в картине «Маленький Будда» с Киану Ривзом в роли Будды.


Бернардо Бертолуччи


Свой первый после долгого перерыва итальянский фильм «Ускользающая красота» Бертолуччи снимает почти через 15 лет после отъезда из Италии в 1995 году. После масштабных картин, снятых на Востоке, маэстро вновь снял камерную драму. По словам режиссера, ему теперь не надо окружать себя многотысячной массовкой, лишь для того чтобы забыть о неприятностях в Италии в 80-х.


В 2003 году появился фильм «Мечтатели». В нем Бертолуччи рассказывает о своей юности, пришедшейся на 60-е годы 20 века. Это время было наполнено духом свободы и стремлением изменить мир к лучшему. Бертолуччи, например, лично участвовал в студенческих волнениях в Париже в 1968 году. Режиссер-провокатор,  режиссер-мыслитель Бернардо Бетолуччи отмечает 16 марта 75 летний юбилей. Он находится в отличной режиссерской форме: продолжает писать стихи, сценарии и снимать фильмы.



Мосягин Михаил



 

Рекомендуем

XXXIX ММКФ. "Карп отмороженный" Владимира Котта
Заметки на полях («О бесконечности», реж. Рой Андерссон)
ГПИБ России представляет. Ноябрь
Записки из Барселоны
Так вы снимаете сказки, товарищ режиссер?
Иоганн Себастьян Бах: 330 лет со дня рождения гения
Реставрационный центр имени Грабаря открывает новое выставочное пространство и постоянную экспозицию «Иконотека А.Н. Овчинникова»
Геннадий Хазанов — артист, а не балагур
James Blake выпустил новый альбом «Assume Form»
Дыхание молодости в кино 60-х