Партнеры Живи добром

Буддист-революционер - Бернардо Бертолуччи


Бернардо Бертолуччи родился 16 марта 1940 года в Парме в семье писателя и кинокритика Аттилио и учительницы Нинетты. Первым из своих многочисленных талантов Бернардо открыл дар писательства. Он начал писать в 15 лет. Отец Бертолуччи часто водил сына на съемки фильмов, режиссерами которых нередко были его друзья. Молодой человек страстно увлекся кино и даже снял две короткометражки на любительскую камеру. Занятие писательством приводит будущего режиссера на факультет современной литературы. 


В 20 лет Бернардо Бертолуччи становится лауреатом престижной итальянской литературной премии Виареджио за книгу стихов «В поисках тайны». 


Бернардо Бертолуччи


В мир большого кино будущий великий режиссер попадает благодаря Пьеру Пауло Пазолини. Они познакомились в университете. Аттилио Бертолуччи, используя свои связи в литературных кругах, помог Пазолини напечатать его первую книгу, а Пазолини в свою очередь взял Бернардо первым ассистентом на съемки фильма по этой книги. Фильм назывался «Аккаттоне» и рассказывал о жизни римских нищих. У Пазолини и Бертолуччи было много общего, они оба писали стихи, сценарии и обожали кино. Первый свой собственный полнометражный фильм Бертолуччи снимает по произведению Пазолини. Фильм «Костлявая кума» вышел на экраны в 1962 году. Из-за работы над режиссерским дебютом Бернардо бросает учебу в университете.  В это же время Бернардо Бертолуччи увлекается работами Карла Маркса. Режиссер всегда называл себя «итальянским кузеном французской «Новой волны» и очень высоко ценил творчество Годара и Трюффо. Увлечение марксизмом и кинематографом «Новой волны» нашли отражение в новом фильме Бертолуччи «Перед революцией» (1964). Главный герой этого фильма Фабрицио верит в идеалы марксизма, но не может пожертвовать своим благополучием ради них. 


После «Перед революцией» Бертоллучи экранизирует «Двойника» Достоевского, снимает для итальянского телевидения, пишет сценарий к культовому фильму Серджио Леоне «Однажды на диком западе», но мировой успех и признание приносит ему фильм «Конформист» (1970). Это первый фильм режиссера после вступления в коммунистическую партию в 1969 году. Картина исследует причины возникновения фашизма, причины, побудившие людей, вступать в партию Муссолини. После премьеры «Конформиста» на Берлинском кинофестивале в 1970 году 29-летний создатель картины сразу же получил репутацию главного режиссера современности. Критика и зрители во всем мире хорошо приняли фильм.


Бернардо Бертолуччи


«Конформист» получил итальянскую национальную награду «Давид Ди Донателло», а также был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус». Великие режиссеры США 70-х Спилберг, Коппола, Скорцезе говорили, что фильм «Конформист» оказал огромное влияние на их творчество и иногда цитировали картину в своих работах в знак уважения мастеру.


Следующий фильм Бертолуччи - эротическая драма «Последнее танго в Париже» (1972). Произведение частично основано на сновидениях режиссера (кстати, несколько известных психологов написали научные диссертации на основе снов Бертолуччи).  Фильм был запрещен к показу в Италии, благодаря большому количеству откровенных сцен, а режиссер получил четырехмесячный условный тюремный срок. Масштабное кинополотно «20 век» (1976) с ДеНиро и Депардье в главных ролях показывает двух друзей, на фоне политических и исторических событий в Италии в первой половины 20 века. На фоне конфликта с итальянскими властями из-за проката «Последнего танго в Париже» и итальянской публикой после провала последних двух картин - «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981), в начале 80-х режиссер перестает снимать в Италии и переезжает в Лондон.


Поиски темы для нового фильма привели режиссера в Китай. Темой новой картины стала биографии Пу И, последнего императора Китая. Впервые иностранному режиссеру разрешили снимать в Запретном городе в Пекине. Роскошный, высокобюджетный «Последний император» в 1987 году с успехом прошел в кинотеатрах мира и получил 9 статуэток американской киноакадемии, включая приз за лучший фильм и лучшую режиссуру.  В одном интервью Бертолуччи сказал: «Я не мог понять Италию 80-х годов, куда она движется.Парадоксальным образом я понял это в Китае. Только после девяти "Оскаров", полученных за "Последнего императора", я почувствовал себя итальянцем. И хотя действие этой картины происходит на Дальнем Востоке, это мой самый итальянский фильм». Бертолуччи продолжил тему Востока в картине «Маленький Будда» с Киану Ривзом в роли Будды.


Бернардо Бертолуччи


Свой первый после долгого перерыва итальянский фильм «Ускользающая красота» Бертолуччи снимает почти через 15 лет после отъезда из Италии в 1995 году. После масштабных картин, снятых на Востоке, маэстро вновь снял камерную драму. По словам режиссера, ему теперь не надо окружать себя многотысячной массовкой, лишь для того чтобы забыть о неприятностях в Италии в 80-х.


В 2003 году появился фильм «Мечтатели». В нем Бертолуччи рассказывает о своей юности, пришедшейся на 60-е годы 20 века. Это время было наполнено духом свободы и стремлением изменить мир к лучшему. Бертолуччи, например, лично участвовал в студенческих волнениях в Париже в 1968 году. Режиссер-провокатор,  режиссер-мыслитель Бернардо Бетолуччи отмечает 16 марта 75 летний юбилей. Он находится в отличной режиссерской форме: продолжает писать стихи, сценарии и снимать фильмы.



Мосягин Михаил



 

Рекомендуем

Софи Лорен: «Идеальная красота – мираж»
Прямая трансляция Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Жизнь в тени великих: Святослав Николаевич Рерих
Денис Мацуев анонсировал фестиваль "Звёзды на Байкале"
Реквием Дж.Верди к 80-летию Елены Образцовой
В PERMM откроется «Утопия драконов»
Дело всей жизни Михаила Гнесина
190 лет Египетскому мосту в Петербурге
Кино. Личность. Андрей Тарковский
Почему они убивают? «Макабра Долороса, или Ревия Дада в 14 песнях с монологами» на фестивале Solo