Партнеры Живи добром

Давайте жить дружно! («Близкие» реж. Ксения Зуева)


"Близкие"

14 декабря вышла в прокат семейная драма «Близкие» – претенциозная фестивальная картина Ксении Зуевой, участвовавшая в конкурсной программе Кинотавра-2017. Брат-близнец гениальной «Нелюбви» Андрея Звягинцева, этот фильм представляет собой ее низкокачественную и абсолютно ненужную копию, оставляющую после просмотра лишь крайне неприятный осадок.

Окраина Москвы. Полноценная среднестатистическая семья: работающие родители, два ребенка-старшеклассника и болящая 86-летняя бабушка. Ничто не мешает развитию благоприятных семейных отношений и культивированию теплой атмосферы взаимопонимания и любви в доме. Вот только отец семейства ненавидит свою депрессивную жену и жалеет о годах, проведенных с ней; она, в свою очередь, за 20 лет супружеской жизни практически потеряла человеческий облик: стала жестокой, бесчувственной, гневливой и апатичной. О детях можно сказать примерно то же самое: не желающие возвращаться домой, бунтующие против тирана-матери и глубоко одинокие, они не знают, куда идти, к чему стремиться и на кого ровняться. Единственный луч света в этом звенящем от напряжения темном царстве – это бабушка, не выходящая из дома уже больше года и вынужденная быть свидетельницей всех нелицеприятных семейных коллизий, без которых не проходит ни одного дня. Но в один прекрасный (вернее, ужасный) день, после очередной драки между внучкой и дочерью, она решает уйти. Уйти навсегда и больше не мучить никого своим молчаливым присутствием.

Несмотря на важную тематику и нравоучительный посыл, драма «Близкие» выводит на первый план вовсе не проблемное, предупредительное содержание, а грязную подноготную семейной жизни и низменную природу человека. В концентрированном виде «Близкие» выливают на зрителей всю ту «чернуху», что скрывается за окнами и дверьми квартир, и о которой люди обычно не говорят. Тем не менее, данное зрелище отнюдь не заставляет задуматься о собственной семье, своих необдуманных поступках и «нелюбви», главная причина которой – ты сам. «Близкие» лишь с нелепой безмерностью показывают все самое гадкое и мерзостное, на что способен человек в обыденной жизни.

Нельзя не отметить невероятное сходство фильма Ксении Зуевой с великолепной картиной Звягинцева «Нелюбовь», содержание которой практически идентично. Та же разваливающаяся семья, те же одинокие дети, не терпящие своих детей родители. Но в «Нелюбви», несмотря на пессимистичную (в отличие от «Близких») концовку, все это преподнесено в более сдержанной и кинематографичной манере. Драма Зуевой же и по наполнению, и по художественному исполнению намного более резкая, грубая, топорная, и в некоторой степени полудокументальная, что не придает ей лоска и фактуры, а наоборот, лишает всех достоинств, на которые она могла рассчитывать.

К сожалению, этот фильм, с такой актуальной во все времена проблематикой и предполагаемо важным посылом, оказался не правдивым слепком с нашей действительности, а неприятным представлением анатомического театра, с вскрытием и последующей противоестественной трапезой.

"Близкие"
Иван Дмитриев
 

 

Рекомендуем

Русском музее покажут работы Петрова-Водкина
OPERA OMNIA
Последнее прибежище чистого искусства: в Лондоне открыт первый в мире цирк
Январь в ГПИБ
Поэзия в сети: возрождение или публичная смерть?
Паоло Трубецкой: «Искусству учиться не нужно»
Наряд для Мельпомены
Кино. Классика. И. Бергман «Час волка».
Как герой, столь славный своею мудростью, неистов стал от любви
Наталья Селезнева – уникальное сочетание красоты и юмора