Партнеры Живи добром

Добрый волшебник с чердака: Григорий Ягдфельд


- Разве волшебники еще есть? - удивился Федя. 
- Есть, - сказал маляр. Во сне и в сказке. 
- А сейчас что - сон или сказка? 
- Сказка, - подумав, сказал маляр. Но, на всякий случай, не просыпайся.

Есть творцы, о которых говорят часто и много, вспоминая, какие замечательные произведения искусства, фильмы, книги они оставили нам в наследие. А есть творцы, о которых знают совсем не многие, но без кого не состоялась бы и десятая доля всего великого и почитаемого. О первых мы знаем много, о вторых – зачастую почти ничего, а, наверное, стоило бы. 

Одним из таких людей, кто творил, так сказать, из подсобки можно назвать Григория Ягдфельда – советского сценариста, драматурга и детского писателя. Родился Григорий еще при царской власти в 6 сентября 1908 года, в семье земского врача; а ровного через год, будучи совсем маленьким, пережил свое первое и главное путешествие из Луги в Санкт-Петербург. Имея хоть небольшую склонность к творческому, в этом городе трудно отказаться от желания отдать свою жизнь искусству – так и происходит с Ягдфельдом. Он под влиянием внушительной очаровывающей архитектуры города, в окружении набирающей силу петербургской интеллигенции не мог не поддаться искушающему зову творчества. С 1926 года по 1930 Григорий посещает Высшие курсы искусствоведения при Ленинградском институте истории искусств. Интересуясь и архитектурой, и живописью, Ягдфельд в 1929 расширяет свои горизонты и начинает заниматься еще и литературной деятельностью. Не чуждой в то время ему была и музыка – Григорий окончил класс скрипки в Консерватории Римского-Корсакова. В этом смысле к фигуре Ягдфельда невероятно подходит известная мудрость о том, что талантливый человек талантлив во всем. И, конечно, Григорий Борисович – это талант.

Григорий Ягдфельд "Волшебная лампа Алладина"

Однако, сохраняя интерес ко всем видам искусства, несколько позже он выбирает литературу делом своей жизни. Наверняка детство многих не обходилось без сказок «Катя и крокодил», «Пропал дракон», «День чудес» или мультфильмов «Чудесный светофор», «Внимание! В городе волшебник». Эти чудесные детские истории были придуманы и написаны Григорием Ягдфельдом в соавторстве с Виктором Виктовичем и Ниной Гернет. Помимо сказок, писатель создавал и произведения для взрослой аудитории: водевили («Игра с огнем», «Скандальная хроника»), пьесы («Музыка ночью», «Ключ к сновидению»). Его работа «Дорога времени», опубликованная в 1945 году в журнале «Звезда», подверглась резкой критике в 1946 году наряду с произведениями Ахматовой и Зощенко. Этот год окрасился в черный цвет для Ягдфельда, поскольку после постановления его исключили из Союза советских писателей. Но подобное событие не остановило Григория – он продолжал писать. Из-под его пера вышли сценарии к таким фильмам, как «Легенда о ледяном сердце», «Сампо», «Удивительная история, похожая на сказку». Пусть в этих историях нет громких подвигов, отражающих действительность, или глубоко спрятанных смыслов. Зато в них есть самая обыкновенная мораль, без которой человека нельзя назвать человеком: они о доброте, сочувствии, смелости и самопожертвовании, словом, эти истории о человеческом. 

Григорий Ягдфельд "Русалочка"

Последней работой Ягдфельда стал сценарий-адаптация сказки «Русалочка», экранизированный в 1976. Этот проект считается одним из лучших в копилке Григория. После такого довольно успешного финального аккорды Ягдфельд тихо расстается с искусством, его жизнь становится похожа на жизнь жителей Багдада из фильма «Волшебная лампа Алладина», сценарий к которому тоже был написан Григорием Борисовичем. «В Багдаде все спокойно» говорит один из героев - вот и в мире Ягдфельда все тоже было спокойно. 11 января 1992 года в возрасте 84 лет он умирает, прожив, пусть и не совсем заметную, но плодотворную творческую жизнь. И даже если о нем не кричат на всех углах, он подарил своим читателям и зрителям немного чуда. Этакий добрый волшебник с чердака.



Лодеск Влада 


 

Рекомендуем

Кровавые картины Сандро Боттичелли
Альфред Хичкок. Кино как кусок пирога
Игуасу. «Глотка Дьявола» на границе Бразилии и Аргентины
Трансцендентализм Ральфа Эмерсона
Лидия Федосеева-Шукшина. Одна жизнь на двоих
Чего хотят женщины
"Мой секрет в одержимости!" Интервью с Виктором Сухоруковым
Михаил Нестеров – русский художник-живописец
Акционизм: что это?
Соловецкий музей-заповедник