Партнеры Живи добром

Дружба и матери («Матиас и Максим» реж. Ксавье Долан)


"Матиас и Максим". Источник: "Русский репортаж"


В прокате – второй за год фильм Ксавье Долана – «Матиас и Максим». Летом российскому зрителю был представлен первый англоязычный метр канадца – драма «Жизнь и смерть Джона Ф. Донована» с голливудскими звездами в главных ролях. Джоном Ф. Донованом на экране стал Кит Харрингтон, он же все восемь сезонов «Игры престолов» перевоплощался в другого Джона – Сноу. (Впрочем, Долан не остановился на совпадении имен, сходство на слух фамилий Долан и Донован тоже никто не отменял.) В фильме появилась и Натали Портман. Ей досталась роль матери-одиночки, чей сын-школьник писал письма своему кумиру – тому самому Джону Ф. Доновану, и знаменитый актер Джон на них отвечал.

Критики встретили англоязычный дебют Долана прохладно. На Rotten Tomatoes зафиксирован печальный рейтинг. К новому фильму они отнеслись снисходительнее, и рейтинг перевалил за скромные 50 процентов. Только ленивый не посмаковал возраст режиссера. Ему уже не двадцать, а тридцать лет, и ярлык «вундеркинд» как-то с трудом вяжется с повзрослевшим Доланом. Тем не менее Долан остался Доланом, он все так же легко работает с популярной культурой, подбирает потрясающий и узнаваемый саундтрек и не боится эмоций. Канадец продолжает исследовать ключевые для его фильмографии темы, в том числе взаимоотношения с матерью.

У Матиаса (Габриэль Д’Альмейда Фрейтас) прекрасная любящая мама. Максиму (его сыграл сам Долан) повезло меньше – остервеневшая в завязке мама-алкоголичка вместо бухла тянет из горла его душу и не знает ни любви, ни жалости к родному ребенку. Один живет в комфорте и на грани карьерного роста. Другой лишен перспектив, измучен мамочкой и пытается вырваться из замкнутого круга, свалив куда-подальше. В буквальном и переносном смысле. Максим собирается переехать в Австралию. Там его ждет новая жизнь, вряд ли она будет лучше жизни в родной Канаде, но, опять же, вряд ли в Австралии ему будет хуже. На пороге бегства Максима в чужую страну между ним и Матиасом вновь просыпаются чувства, признаться в них самим себе и друг другу не так просто.

В «Жизни и смерти Джона Ф. Донована» Долан разбирался с лицемерием в киноиндустрии. Он снизошел до эпистолярного жанра и интервью одного из главных действующих лиц, расставив все точки по местам. Трудностей в современном мире, и правда, много, но сравнивать их и указывать, что всегда найдутся те, кому еще хуже, значит отмахиваться от ряда проблем, прикрываясь благими намерениями и ложной скромностью, считает канадский режиссер. Быть кем-то другим, потому что иначе тебя не будут воспринимать должным образом, скрывать свое я, чтобы хоть как-то утвердиться в жизни – сложно. Подобные практики могут серьезно поломать человека. «Матиас и Максим» тоже фильм о том, что быть собой не так-то просто. Однако его героев никто не заставляет притворяться кем-то другим. Долан показывает, что подчас понять себя и четко обозначить свои чувства тяжело. Его новая работа уже не такая декларативная, как предыдущая лента. Канадец действует тоньше и рисует завораживающие портреты людей, потерявшихся между дружбой, любовью, грустью и ревностью.


"Матиас и Максим". Источник: "Русский репортаж"


Елена Громова



 

Рекомендуем

«Жить – значит петь»
Январь в ГПИБ
Код да Караваджо - загадки личности и особенности стиля
Конвейер дал сбой («Черная вдова», реж. Кейт Шортланд)
Жизнь «по правде и совести» Виктора Астафьева
Краткий путеводитель по аниме сериалам
Николай Карамзин: «Где нет любви, нет и души»
Человек контрастов Малкольм Макдауэлл
«Молодые и страстные» или творческий бунт на Воздвиженке 10
Театр Звезда