Партнеры Живи добром

Эскизы жизни. Памяти Сергея Федоровича Бондарчука


«Поймали меня. Заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня – мою бессмертную душу! Ха, ха, ха!.. Ха, ха, ха!.. И все это мое, и все это во мне, и все это Я!» - разразились слова Пьера Безухова гулким эхом и покатились раскатами по бескрайней степи. А там, на другом конце этой самой «Степи», на огромном валуне стоит маленький крепенький мальчонка в белой рубашонке. Лишь сильным ветром обдают его эти слова – еле уловимые, неразборчивые. Так кто же ты? Как тебя звать, мальчик? - Сергей Федорович Бондарчук.

Сергей Федорович Бондарчук

Он ворвался в мир кино молниеносно. Титан мысли и необузданной фантазии. Человек невероятной силы и трудолюбия. У талантливейшего режиссера было много друзей, а завистников его громким успехам еще больше. Казалось, что фортуна не отступалась от автора на протяжении всего творческого пути. Вот только Сергею Федоровичу этого было мало. В работе души и мысли ему всегда и всего было мало. Наверное, это и оставалось главным роком его жизни. Вечно мечущийся, достигающий все новых высот и никогда не останавливающийся. Он мечтал совершить нечто по-настоящему великое, и поэтому не понимал, насколько грандиозны его работы. Бондарчук был уверен, что так и не сумел воплотить свои самые сокровенные мечты в реальность.

С самого детства Сергей верил, что его судьба – это сцена. Но тогда, в 1920-ых, в маленьком украинском селе Белозерка, в доме, полном песен и стихов Тараса Шевченко, никто не мог поверить в это. Столица и ВГИК, роли Бориса Годунова и Пьера Безухова, Монтанелли и Отелло, но все его режиссерские работы были так далеки... Спустя годы он будет снова и снова возвращаться в свое детство: получит паспорт в мир искусства, сыграв звездную роль не кого-нибудь, а именно Тараса Шевченко, которого так любили в его семье, и покажет нам в экранизированной повести Чехова ту огромную «Степь», отделяющего маленького мальчика Егорушку от своей мечты. 

В его талант не нужно было верить. Столкнувшись с ним однажды и ощутив на себе силу магнетизирующих глаз Сергея Федоровича, которую даже через экран трудно не почувствовать, у человека может быть лишь абсолютная уверенность. «Вот это народного артиста игра, понимаете?» - легендарные слава Сталина, который, как и все прочие, не смог устоять перед большим талантом. Многие были уверены, что этот мгновенный взлет погубит карьеру актера. И так случилось бы, если бы не его характер, если бы это не был Федор Сергеевич Бондарчук. Вполне естественным оказался его уход в режиссуру, потому что такому человеку нужно постоянно расширять горизонты.

Высшая степень мастерства режиссера, когда он воспринимает актера не как актера, а как персонаж. Это школа переживания, а не школа представления. Я не изображаю кого-то, а я есть тот персонаж. И зритель не отвлекается на то, как актер играет. Для него он не играет, а присутствует в кадре.

Сергей Федорович Бондарчук

И сам Сергей Федорович следовал этому убеждению. Свои режиссерские работы он вынашивал по несколько лет: собирал материалы, которые были напрямую или косвенно связаны с авторами, событиями и эпохами. Очень многие учились у мэтра. И здесь речь не идет о масштабных съемках, а именно о культуре кадра, о тех символах, которые спрятаны в этом маленьком кусочке пространства и времени. Но Бондарчук по своему нутру не был учителем. В нем была заложена философия Толстого – «деятельная благодетель». Многие вспоминают, что Сергей Федорович повесил у себя в кабинете фразу Льва Николаевича, которая и была главным объяснением его личности:«Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Если он все нашел и все знает и учит, или нарочно потешает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается с ним в поисках». Бондарчук искренне в это верил, а также в то, что искусство способно преобразить душу человека, направить ее к лучшему.

Ведь задача искусства так же, как и религии, объединять людей в добре. А если мы будем объединять их в зле, то будет война, то будут эти столкновения бесконечны, будет литься кровь.

Сергей Федорович был глубоко верующим человеком. Эта вера не давала ему возможности совершить ни одной ошибки в жизни и в творчестве. Он всегда гнул свою линию и не проминался под волей вышестоящих. В то время принято было говорить «советский». Все это замечали. А когда об этом начинался разговор, то подспудно упоминалось и о шовинизме. А Сергей Федорович Бондарчук был великим истинно русским художником, и продолжал он «русскую традицию». С его фамилией воскрес этот эпитет - «русский». Произведения авторов, которых он брался экранизировать, лишь подтверждали это – романы Шолохова и Толстого, повести Чехова – вот его литература. И именно в то время грянула кинокартина «Война и Мир». Все заговорили о русском режиссёре.

В работе над романом «Война и Мир» проявилась монументальность труда и безумие мысли автора. Он вынашивал замысел в течение десяти лет! Для декораций доставал мебель из музеев Москвы и Санкт-Петербурга. Скрупулезно работал над каждой деталью. Композитор Вячеслав Овчинников вспоминает: «Он снял вальс «Войны и мира». А после, когда услышал последний вариант моего вальса, он декорации перестроил. Те сломал, а новые поставил. Бал снимался под вальс. Он его разметил на пленке. Музыка диктовала съемку». Актерский ансамбль несколько раз менялся, все оттачивалось до последнего момента. Встречались и обиды, и только со временем приходило понимание, что все это не из-за прихоти режиссера. «Тогда уж Сергей Федорович стал играть Пьера Безухова. И сначала говорю: конечно, хозяин решил и вот он распоряжается! А это все неправильно. Никакой молодой человек сыграть Пьера Безухова не сможет. У Толстого ему 19 лет. Но это же у Толстого! Чтобы его играть нужно иметь профессиональный и жизненный опыт. Чтобы выразить Толстовскую литературу! - рассказывает о мэтре Василий Ливанов, в то время примеряющий на себя образ Долохова, - Трудно определить, где кончается актер и начинается режиссер, где кончается режиссер и начинается литератор. Это грани одного алмаза. Сергей Федорович, работая над “Войной и Миром”, как актер все время играет за каждого персонажа». Все это было одержимостью и привело к ожидаемым результатам – Сергей Федорович пережил клиническую смерть. Говорят, что в талантливом человеке всего 1% таланта, а все остальное труд. Так вот Бондарчук иллюстрирует это как никто другой. В работе он не знал чувства меры.

Сергей Федорович Бондарчук

Потом были съемки «Ватерлоо», «Красных колоколов», «Бориса Годунова», «Тихого Дона»... Кадры этих киношедевров рождались сначала эскизом на бумаге. Режиссер пытался увидеть в карандаше каждый момент, который он будет впоследствии снимать. Сергей Федорович, создавший славу советского кино, был его лицом. Один из миллиардов. «ПетрI» - так называли его друзья. Всемирные премии «Оскар» и «Золотой глобус» лишь подтверждали это.

Из зависти на волне перестройки коллеги по киноцеху попытались вычеркнуть его из кино как «пережиток эпохи» на V съезде Союза кинематографистов. И последние восемь лет Бондарчук провел в стороне от официального союза кинематографии. Но время расставило все по своим местам. Сергей Федорович никогда не вспоминал об этом с досадой:

Это всепрощение. Возлюби врага своего. Но я не считаю их врагами. Это просто время было такое... Сейчас я приступил к новой работе очень большой по масштабам. Это фильм «Александр Македонский». 3 век до исчисления, до Рождества Христова. Ну, пока работаю над сценарием. Был там в Таджикистане, видел натуру. В основном там будут съемки… Есть еще у меня два проекта, так что без работы я не буду. Есть возможность играть еще роль. Есть такое цыганское объединение, которое предложило мне сыграть вожака цыган. Там будет играть Янковский – немца, а я вот вожака. Сценарий интересный. Они хотят снимать это в Белоруссии. Это будет июль - август. Так что сейчас готовлюсь к этой роли… 



Анна Малик



 

Рекомендуем

Гала Дали. «Мы никогда не покинем друг друга»
«Английский вкус императрицы. Царское Село Екатерины Великой»
Выставка «Опасный лентяй», или не только баснописец
Фильм недели. Классика. Чарли Чаплин "Новые времена"
Аркадий Райкин. Король эстрады
Музейная история легендарных брендов
"Отряд самоубийц" реж. Дэвид Эйер
Что? Где? Когда? Главные развлечения недели
Далай-лама XIV. Великий Будда Сострадания
Увидеть чудеса возможно