Федерико Феллини – неоднозначный режиссёр, однозначный гений
С самого рождения Феллини знал, что он не такой, как все. Всю жизнь он провел в творчестве. Маэстро отдал искусству всего себя, а оно ему взамен – спутницу жизни, славу, признание и бесчисленное множество наград. Предлагаем вам для просмотра самые титулованные фильмы Феллини. Они помогут проникнуться мыслями великого художника и приблизиться к пониманию его личности.
«Дорога» (1954) 1957 – Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. 1954 – Серебряный лев Венецианского кинофестиваля. 1956 – Премия Bodil Awards (Дания) за лучший европейский фильм. 1958 – Премия японской киноакадемии (Blue Ribbon Award) за лучший фильм на иностранном языке.
Это интересно Накал страстей: на различных фестивалях и конкурсах напряжение висит в воздухе, страсти накаляются. А на Венецианском фестивале в 1954 году ассистенты Феллини и его конкурента Висконти (фильм «Чувство») вообще подрались! Дорога в мир кино: в одном из интервью известный датский режиссер Билле Аугуст сказал, что фильм «Дорога» вдохновил его посвятить свою жизнь кинематографу. Вот она, настоящая сила искусства! В СССР всё было немного не так: а вот в Советском Союзе для показа фильм немного изменили – его укоротили на 20 минут, и в прокат он вышел под другим названием - «Они бродили по дорогам». Необычная интерпретация: на этот фильм даже был поставлен балет! И что интересно, в Москве в 2008 году.
«Ночи Кабирии» (1957) 1958 – Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. 1957 – Особый приз Международной Католической организации в области кино (OCIC) на Каннском кинофестивале. Это интересно Любовь навсегда: в главной роли снялась любовь всей жизни Феллини — Джульетта Мазина. Они прожили в браке 50 лет и один день. Похоронили их рядом, её – с фотографией любимого мужа. Она блестящая актриса, но всю себя и весь талант отдала на служение ему. Она была его музой, продюсером, финансовым директором, подругой и бесконечно любящей и верной женой.
«Сладкая жизнь» (1960) 1960– «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля
Это интересно Обман «киношного» зрения: практически все съемки проходили в студии! Вот такое чудо монтажёров и операторов. Сложнее всего поверить в то, что и эпизод из собора Святого Петра снимался, не выходя из студии. Решили проблему по-русски: помните сцену в фонтане Треви? Съёмки проходили в марте. Вечер, ледяная вода. Каждый переносил это по-разному. Вот шведской актрисе Аните Экберг, привыкшей к низким температурам, довольно легко давалась эта сцена, она спокойно провела в воде несколько часов. А у итальянца Марчелло Мастроянни с ледяной водой возникли проблемы: хотя он и был в специальном гидрокостюме, всё равно, сильно мерз. И тогда на помощь съёмочной группе пришла водка! Благодаря ей им всё-таки удалось закончить эпизод. Пародия, которой нет: не обошлось без осады со стороны католической церкви. Картину осудили за сцену из самого начала фильма, когда статуя Христа «Сладкая жизнь» летит над итальянской столицей. За что? Это восприняли как пародию на второе пришествие Христа. Вот откуда ноги растут: а вы знали, откуда в нашем лексиконе взялось выражение «папарацци»? Папараццо – имя друга главного героя. И друг этот – фотограф. Очень пронырливый и назойливый. Вот так имя одного человека стало нарицательным. Враг народа: так как фильм очень неоднозначен и в чём-то скандален, Феллини стал адресатом для полутысячи посланий с ругательствами разного рода: упрёками в атеизме, коммунизме и даже государственной измене. Ура, снова в бой: Кончено же, «Сладкая жизнь» бесподобна. И она подверглась участи хорошего кинематографа – на неё снимут ремейк. Продолжатели рода режиссёра согласились на это в 2015-м. С нетерпением ждем!
«Восемь с половиной» (1963) 1963 – Главный приз Московского кинофестиваля. 1964 – Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. 1964 – Премия Bodil Awards за лучший европейский фильм. Это интересно Все проще, чем кажется: не ломайте голову над названием, это всего лишь простая арифметика. Сложим фильмы Феллини до начала съёмок этой ленты: 6 полных метра + 2 короткометражки (2 по 0,5=1)+ 1 полных метр в соавторстве с Альберто Латтуадой (взято, по-честному, — за 0,5)= 8,5. Главное, не забыть: гениальные люди рассеянные. И это потому что у них в голове постоянный приток новых идей. Поэтому во время съёмок Феллини держал в пределах видимости заготовленное напоминание самому себе: «Помни, что это комедия»! Месть за неуважение: и что самое неприятное, неуважение к фильму проявил наш лидер – Хрущев заснул на премьере фильма на ММКФ! Маэстро, недолго думая, отправился на дачу к друзьям с женой. И вроде бы ничего страшного, если бы как раз в этот момент не проходила церемония награждения!
«Амаркорд»(1965) 1976 – Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. 1975 – Премия Bodil Awards за лучший европейский фильм.
Это интересно Загадка противоречия: в небольших поселениях всего мира существуют свои диалекты. «Амаркорд» на языке родного городка режиссёра Римини переводится как «Я вспоминаю». И, хотя Феллини много раз опровергал предположения о том, что эта лента автобиографична, некоторая схожесть с его детством в фильме прослеживается. И вот этого маэстро уже не отрицал. Присмотритесь: в том моменте, где ребятишки играют в снежки, снялся известный певец Эрос Рамаццотти. Ему на тот момент было девять.
«Казанова Феллини» (1976) 1977– Оскар за лучший дизайн костюмов. 1978 – Премия BAFTA за лучшую работу художника-постановщика. Это интересно Неожиданная реабилитация: согласитесь, Казанова мало у кого вызывает расположение. Вот и Феллини сразу не полюбил его, более того, он говорил, что испытывал к нему отвращение! Но в процессе съёмок всё изменилось – отвращение сменилось жалостью. В итоге, Феллини назвал эту ленту своей лучшей работой. Интересное решение: морская гладь в ленте выполнена из мешков под мусор. Режиссёр считал, что это поможет заострить внимание на пластичности жизни и приключений Казановы. И в довершение всего вышесказанного, самые почётные награды Феллини: 1985 – Почётный золотой лев Венецианского кинофестиваля за вклад в киноискусство. 1993 – Почётный Оскар «За вклад в киноискусство».
Его работы могут нравиться, могут не нравиться, но не знать их и имя Федерико Феллини – это дурной тон.
Дарья Гребенюк
|
Рекомендуем |