Гас Ван Сент. «Моя личная нирвана»
В 1991 году картина “Мой личный штат Айдахо” подняла на вершину популярности Киану Ривза, сам провинциальный штат и режиссера Гаса Ван Сента.
Гас Ван Сент мл. — потомок состоятельных голландских эмигрантов, родился 24 июля 1952 года в городе Луисвилл, штат Кентукки, США. Образование получил в Род-Айлендской художественной школе, где обучался по специальности «Рисование и кино». Там же Ван Сент увлёкся сочинением музыки.
Любимец эстетов - наркоманов, художников, сексуальных меньшинств и поклонников тонкого красивого кино, он завоевал сердца не просто схожей тематикой с деятельностью всего поколения Х, а с тем состоянием потерянности, присущее многим людям, оказавшимся за чертой общественного понимания. Невозможность изменить жестокость окружающей реальности загоняет таких героев вглубь себя, заставляет почувствовать себя в экзистенциальном тупике, в круге отчуждения, что приводит к весьма странным последствиям. Это вполне объясняет желание режиссера переснять хичкоковский “Психоз” с примером Нормана Бейтса, или показать всю пустоту в причинно-следственной связи на примере паренька, похожего на Курта Кобейна в “Последних днях”. И если Энди Уорхол подменивал понятия на постмодернистские безделушки, то Гас Ван Сент внимал к сердцу, к той сжатости, к которой привели консервативные меры, принятые в борьбе с хиппи и свободомыслием.
"Я люблю тебя. И ты мне не платишь" - говорит главный герой своему другу в “Личном штате Айдахо” потому, что хотел донести это понятие с той искренностью, которой мог. В 60-е с появлением хиппи в людей хлынуло осознание того, что все едины. Чувства не должны зависеть от вероисповедания, цвета кожи, сексуальной принадлежности или материального статуса. Жестко подавленное стремление духа к свободе оставило островки людей, ставших изгоями в глазах социального общества, подарив им в 60-е в качестве свободы наркотики. Это Гас Ван Сент выразил в “Аптечном ковбое”, взявшем награду на Берлинском кинофестивале, об этом же повествует его роман “Pink” 1998 года. Так он стал одним из классиков артхаусного кинематографа, поднимая темы, так далекие от Голливуда. Картина “Слон” 2003 года, неожиданно принесшая пальмовую ветвь за лучший фильм и лучшую режиссуру, ярче всего раскрывает последствия давления на индивидуальность в обществе, в образе насилия, уничтожения среды нигилизма, так красиво представленного обществу, успехом в жизни, которая, по мнению главных героев ни к чему не приводит.
Но на примере “Харви Милк” приходит понимание того, что пустоту, получаемую от непризнания, можно восполнить силой тех взглядов, которые несешь. Ведь, неспроста Гас Ван Сент снял несколько клипов для Боуи и “Red Hot Chili Peppers” – примеров вдохновения многих свободомыслящих, неспроста он сам был принят столькими людьми.
Екатерина Фарлейн |
Рекомендуем |