Партнеры Живи добром

Фильм недели. «Иррациональный человек»


«Иррациональный человек» Вуди Аллен


Если бы все персонажи, созданные Вуди Алленом в кино и литературе, решили чествовать своего создателя, как в фильме «Разбирая Гарри», то Эйб Лукас из «Иррационального человека», скорее всего даже не появился бы на этом вечере, или же испортил его, приставив к голове заряженный револьвер. Профессор философии Эйб Лукас (Хоакин Феникс) разочаровался в жизни. Он мрачен и скучен. Философия, писательство, женщины уже не доставляют ему радости как прежде. Наивная студентка Джилл (Эмма Стоун) влюбляется в Эйба и в его невероятные истории («словесная мастурбация» по словам самого профессора), в которые кроме нее мало кто верит. Роман с молодой ученицей вдохновляет философа не больше его постоянной спутницы, фляги с виски. Интрижка с преподавательницей химии, уставшей от мужа – тоже мимо. Кстати, типичный для фильмов Аллена любовный треугольник, совсем, не похож на треугольник. Обе женщины вполне комфортно делят одного мужчину, кажется, даже не ревнуя, друг к другу. И вот, наконец, Эйб Лукас находит выход из своего экзистенциального кризиса. Он планирует убийство нечистого на руку судьи Шпенглера (не просто так судья носит фамилию немецкого философа иррационалиста).


Начитавшись Достоевского, Лукас решает стереть с лица Земли «вредного» человека при помощи идеального убийства. Вместе с интересом к жизни главного героя просыпается интерес и у зрителя, только ненадолго.


Эйб Лукас находит свой способ существования, но все не так просто и, узнав о преступлении, Джилл взывает к совести преступника. Повествование в фильме ведется попеременно, то от лица Джилл, то от лица Эйба. Джилл очень нравятся пустые интеллектуальные разговоры с профессором, она вместе с ним радуется «случайной» смерти судьи, но как только она узнает об убийстве, то становится невыносимо скучной и назойливой и возвращается с извинениями к своему жениху. Одно убийство порождает другое убийство, а жизнь наперекор всем философским понятиям и рассуждениям вносит свои коррективы. Вот такой вот фильм-урок по философии экзистенциализма преподнес нам Вуди Аллен.

Учитывая багаж снятых Алленом фильмов, эта картина, как и все последующие, обречена на сравнение со своими предшественниками. Возьмем Эйба Лукаса. Он совсем не похож на лирического героя Вуди. Он даже не ходит к психоаналитику, хотя пару раз ему предлагают это сделать. Кстати, после того как режиссер перестал сам исполнять главную роль в своих картинах, наиболее удачным исполнителем замыслов Алена стал, на мой взгляд, Оуэн Уилсон в фильме «Полночь в Париже». Любовь к женщине, к родному городу, творчество, вот, что всегда помогало выйти героям Алена из жизненного тупика. 


Если сделать как главный герой фильма «Манхэттен», хорошенько подумать и перечислить все, что мне нравится в этом фильме, то я, пожалуй, назову красивые морские пейзажи, игру Хоакина Феникса и любопытный сюжет. В одной из сцен «Иррационального человека» книгам Эйба Лукаса дают следующую характеристику – «Они хорошо написаны, но в них мало смысла». Во многом это служит характеристикой и самой картины. Этот фильм трудно похвалить, но и говорить о том, что он совсем не удался, тоже не стоит. Проблема в том, что он со всеми своими вуди алленовскими приемчиками совсем не вуди алленовский. А самое главное, что фильмы Вуди всегда оставляют после просмотра очень светлое и оптимистичное чувство, иногда с налетом легкой грусти. К новой работе Вуди Аллена это, к сожалению, не относится.


Каждый год режиссер дарит нам по новому фильму. Очень трудно каждый год делать шедевр и обходиться без самоповторов. Судя по последним работам, Вуди Аллен стабильно делает гениальное кино каждые два-три года. Воздушный и чувственный «Вики Кристина Барселона»(2008), волшебная комедия «Полночь в Париже»(2011) и поразительная трагикомедия «Жасмин»(2013). Поэтому пожелаем Вуди удачи в работе над следующей картиной!


«Иррациональный человек» Вуди Аллен




Михаил Мосягин



 

Рекомендуем

Интервью с "PERSPECTIVA ART"
"А чего вы тут делаете,а?" или взлёты и падения Элема Климова
FollowTheFabrika. Шестой этап
Бесконечная история театра имени Е. Вахтангова
Кино. Классика. И. Бергман «Час волка».
Забытая коллекция John Galliano Fall-Winter 2011-2012
Лопе де Вега. «Феникс испанского остроумия»
Книга недели. Ричард Фейнман «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман»
Записки из Барселоны
Сергей Бодров: «Человеку нужен человек»