Итальянский комиссар Микеле Плачидо
"Даже когда я приезжаю в Африку, дети на улице показывают пальцем и кричат: Комиссар!" Микеле Плачидо
Один мой знакомый, уже много лет живущий в Женеве, и безумно скучающий по родным московским улицам, храмам и березам в парках, уверял меня, что среди его многочисленных интернациональных друзей здесь, вдали от России, только общение со страстными итальянцами вызывает у него чувство родства и близости. По его словам, мы, русские, очень похожи с этими темпераментными, свободолюбивыми натурами с Апеннинского полуострова. Тогда я подумала, а может и правда есть какое-нибудь сходство между нашими нациями, и именно этим обусловлена любовь русских к итальянской музыке, кинематографу, к преклонению перед их неземными красавицами-актрисами и совершенно удивительно-притягательными актерами-мужчинами. Одним из таких кумиров для миллионов русских граждан стал итальянский актер и режиссер Микеле Плачидо.
Родился он 19 мая 1946 года в небольшом городке Асколи-Сатриано, расположенном на востоке Италии, в семье, где помимо него подрастали еще восемь братьев. Учился в школе при католическом монастыре, а потом поступил в колледж. По завершении учебы выразил желание служить в армии, откуда был определен на работу в полиции. Но детская мечта стать актером неотступно следовала за Микеле. И он, будучи уже взрослым человеком, решил круто изменить свою жизнь и поступить в Римскую Национальную Академию театрального искусства. Именно там Микеле Плачидо осознал, что актерская профессия – это то дело, которому он готов посвятить всю свою жизнь. Тогда артист еще не видел себя в качестве звезды кинематографа. Он был совершенно околдован магией театра. Начал работать в труппе Луки Ранкони, а впоследствии попал к самому Джорджу Стрелеру – выдающемуся режиссеру двадцатого столетия.
Но финансовые трудности, ответственность перед своей матерью и братьями заставили начинающего артиста искать дополнительный заработок. Так в 1972 г. он дебютировал в телевизионном фильме Альберта Негрина «Дело Пишотты» и появился в комедии Карло ди Пальмы «Тереза-воровка» в роли Тонио Сантиты на большом экране. Настоящий успех пришел к нему через два года благодаря ленте Марио Моничелли «Народный роман», в которой он сыграл Джованни. Режиссеры, несмотря на его типаж героя, разглядели в нем комедийный талант и стали приглашать на роли, в которых использовали его яркую сексуальность в гротесковой форме. Так в картине Бруно Габурро «Семейные грехи» появился образ обаятельного и честолюбивого Мило, всеми силами пытающегося достичь денежного благополучия за счет своего дяди. Начало его кинокарьеры отмечено целой вереницей подобных ролей: Сильванно Пеннаккини из «Боже мой, как низко я пала» Луиджи Коменчини, Казотто в одноименном фильме Серджо Китти, лента Луиджи Дзампы «Безумные постели», «Эрнесто» Сальваторе Сампери. За последнюю работу Микеле Плачидо в 1978 г. удостоился премии за «Лучшую мужскую роль» на международном кинофестивале в Западном Берлине.
Однако Микеле Плачидо было тесно в рамках данного амплуа. Он чувствовал в себе гораздо больший потенциал, им овладело желание попробовать свои силы в драме. В 1976 г. Джулиано Монтальдо утвердил его на роль Тома в экранизацию романа Ренаты Бигано «Аньезе идет на смерть», сюжет которого посвящен рассказу об итальянском движении Сопротивления. В том же году он снялся в еще одной военной картине под названием «Триумфальный марш». За роль Паоло Пассери в этой сатирической драме Марко Беллоккио получил свою первую награду - премию «Давид Донателло». Микеле Плачидо удалось проявить свой драматический талант и заставить режиссеров видеть в нем артиста, способного сыграть глубокого, думающего, страдающего героя.
Но международная известность пришла к нему благодаря образу отважного комиссара полиции Коррадо Каттани из телесериала «Спрут». Для этой роли пригодился его собственный опыт работы в полиции. Он не понаслышке знал все трудности и опасности этой профессии. В СССР самоотверженный борец с сицилийской мафией стал супергероем для советского зрителя. Рейтинги сериала имели сумасшедшие показатели. Каждый новый сезон зритель ждал с нетерпением. Огромная заслуга такого оглушительного успеха принадлежала Микеле Плачидо, а вернее его Коррадо Каттани. Вот, что сам артист говорит по этому поводу: «Спрут принес мне огромную популярность за пределами Италии, и это понятно, что люди знают меня во всем остальном мире как Коррадо Каттани. Поэтому для меня лично Каттани - тоже очень значительный персонаж: я вложил в него довольно много из своего характера, лепил его, как скульптор».
Однако к четвертому сезону Микеле осознал для себя, что как актер должен двигаться дальше, и пришло время проститься со своим персонажем. Он не стал продлевать контракт на следующие части телесаги, и создателям ничего не оставалось делать, как убить Каттани. «Если бы я так не поступил,- пошутил в одном из интервью Плачидо, - то до сих пор бы боролся с мафией на телеэкранах, а мне уж почти 60, и Спрут превратился бы в комедию, как дедушка с одышкой и суровым лицом гоняется за мафиози».
Было вполне очевидно, что вместе с прекращением съемок в «Спруте» Микеле подвел некие промежуточные итоги в своей карьере. Он решал, в каком направлении ему двигаться дальше, надо было прислушаться к своему внутреннему «я» и понять, что же самое важное так и осталось несказанным зрителю.
В 1990 г. он принял приглашение Владимира Бортко сыграть русского майора в ленте «Афганский излом». Как потом признался артист, это был непростой для него, итальянца, эксперимент. Постичь русский характер, погрузиться в атмосферу афганской войны, быть убедительным на экране – вот некоторые из многочисленных задач, которые предстояло решить актеру. Его партнерами на площадке стали такие звезды, как Татьяна Догилева, Филипп Янковский, Алексей Серебряков, Виктор Проскурин.
В этом же году он начал искать себя в режиссерском направлении. Первой пробой пера стал фильм «Помидор». Среди его работ на этом поприще: «Потерянная любовь» 1998 г., отмеченная премией в Венеции, «Путешествие по зову любви», имевшая номинацию на том же фестивале, но уже в 2002 г. Драма «Криминальный роман», снятая им в 2005 г., принесла Микеле Плачидо приз «Давид Донателло» как лучшему сценаристу и две номинации за режиссуру: одну на том же фестивале, а другую – в Берлине.
Сегодня актер и режиссер активно снимается и работает над созданием собственных фильмов. По поводу своей личной жизни он немногословен. Трижды был женат. Имеет шестеро детей. Старшая дочь Микеле Виоланта решила продолжить традицию, став актрисой. Вместе с отцом снялась в картине «Смертельный компромисс» режиссера Джованни Робиано.
Также сыграла у Микеле в фильме «Ты везде».
Елена Полянская
|
Рекомендуем |