Партнеры Живи добром

Хэй, Гитлер! («Кролик Джоджо», реж. Тайка Вайтити)


 

В детстве все заводят себе воображаемых друзей. У кого-то это персонажи книг и фильмов, у кого-то – животные, у кого-то – розовые единороги. Мы точно не знаем, с кем дружил маленький Тайка Вайтити в Новой Зеландии, но главный герой его нового фильма, десятилетний мальчик по кличке Джоджо (Роман Гриффин Дэвис) дружит с Адольфом Гитлером. 

Война подходит к концу. Джоджо, он же Йоханнес Бетцлер, фанатично верит в нацистскую пропаганду и собирается ехать на уик-энд в патриотический лагерь для членов гитлерюгенда. Дальше начинается диковатое веселье в духе «Королевства полной луны» Уэса Андерсона: дети под руководством карикатурного капитана Клензендорфа (Сэм Рокуэлл) учатся обращаться с гранатами и ножами, сжигают книги и слушают короткие лекции о том, как вовремя распознать еврея. И в тот момент, когда девочкам говорят, что они должны родить для Рейха много здоровых арийских детей (чем больше, тем лучше) перестаёт быть смешно. Становится по-настоящему страшно. А это только первые двадцать минут.

"Кролик Джоджо". Источник: Fox Searchlight Pictures

Как известно, номинированный на шесть Оскаров и получивший награду за Лучший адаптированный сценарий фильм Тайки Вайтити по непонятным причинам так и не был выпущен в российский прокат. Видимо, сам факт наличия в кадре свастик, Гитлера и сомнительная подача материала (а также недавний скандал со «Смертью Сталина» Армандо Иануччи) отпугнули от него всех потенциальных прокатчиков. Но не зрителей – последние месяцы фильм бьет рекорды по нелегальным просмотрам в интернете, существует даже несколько версий пиратских озвучек. Однако те, кто ждёт от «Кролика Джоджо» какого-то вопиющего попирания устоев, явно будут разочарованы: здесь нет ничего такого, никто не глумится над войной и уж тем более над евреями. На самом деле это довольно безобидное и сентиментальное, почти детское кино формата фестиваля Сандэнс (там состоялась мировая премьера, там же фильм получил главный приз зрительских симпатий), разве что с довольно специфическим чувством юмора. Можно не принять хулиганскую интонацию, которую Тайка выбирает для разговора о нацизме и холокосте, но весь строй его картины почти идеально ей соответствует.

"Кролик Джоджо". Источник: Fox Searchlight Pictures

Да, иногда его немного заносит на поворотах, и ритм фильма можно назвать неровным – как и качество шуток в некоторые моменты. Однако фонтанирующего остроумия и изобретательного таланта Вайтити не занимать. Он снимает абсурдистскую военную сатиру, но упаковывает её в разноцветную стилистику американского инди. Одно из художественных новшеств «Кролика Джоджо» - именно количество цвета и солнца в кадре (а ведь это военное кино); никакой серо-коричневой мрачности, самое настоящее буйство радужного спектра. Снималась картина в Чехии, и все дома, кажется, были для этого специально раскрашены художниками (а может, цвет был добавлен на пост-продакшне). Но важно, что по мере того, как у Джоджо происходит переоценка ценностей, и его взгляд на происходящее вокруг меняется, цвет из фильма почти уходит, его гамма становится пыльной и тусклой.

"Кролик Джоджо". Источник: Fox Searchlight Pictures


Примерно такая же трансформация происходит и с воображаемым фюрером, которого замечательно играет сам Тайка, обращаясь с ним совершенно по-свойски. Вначале он полон сил и энергии, в конце – побитый жизнью непонятный дяденька с дыркой от пули в виске. Ощущение такое, что Вайтити вообще его не играет, а косплеит, и даже странно, что такая блестящая идея не пришла никому в голову раньше. Главные соперники Адольфа в бою за сердце и душу Джоджо – его мать, презирающая нацистов и тайком помогающая сопротивлению (прекрасная Скарлетт Йоханссон) и еврейская девушка Эльза (Томасин МакКензи), которая, как выясняется, прячется на чердаке их дома. С Эльзой, которая сыграет ключевую роль в очеловечивании маленького нациста, Джоджо повторит все этапы взрослых отношений мужчины и женщины: интерес, злость, ненависть, ревность, желание заботиться и подчинить себе, и наконец, любовь.

"Кролик Джоджо". Источник: Fox Searchlight Pictures

В домашних интерьерах, где прячется Эльза, разворачивается большая часть сцен, и это здорово рифмуется с тем, что главная схватка и основной конфликт фильма сосредоточены у Йоханнеса внутри. Большая часть юмора на грани фола тоже связана с трагикомическим несоответствием внутреннего и внешнего. Например, когда в дом с неожиданным обыском приходит гестапо во главе с уморительно жутким и высоким Стивеном Мерчантом, Тайка доводит знаменитое нацистское приветствие до тотального абсурда, заставляя своих актеров произносить его раз тридцать. Глядя на это, сразу вспоминаешь первые кадры документальной хроники, где зигующие толпы приветствуют своего вождя под аккомпанемент Дэвида Боуи, и количество свастик и зигований растёт на экране в геометрической прогрессии. Вот тут-то и оказывается, что весь гротеск и абсурд, заложенный в фильме, не такой уж и придуманный, ведь он имеет под собой - страшно сказзать - абсолютно реальную историческую основу. 


"Кролик Джоджо". Источник: Fox Searchlight Pictures


И выбранная Тайкой рок-н-ролльная интонация, дающая необходимый эффект отстранения, сочетается с нежностью и лирикой, которые от общего задорного ритма становятся только тоньше. Например, заканчивается «Кролик Джоджо» неожиданной цитатой из Рильке, а хочется процитировать фразу Мандельштама «Неужели я настоящий и действительно смерть придёт?»; она в общем контексте сюжета и постепенно меняющегося от игрушечного к трагическому настроения картины кажется удивительно уместной. Но больше всего хочется поблагодарить Тайку за совершенно чудесный момент с бабочками, порхающими в животе у главного героя. После этой сцены, кажется, ни у кого не должно остаться сомнений относительно его режиссёрских намерений и истинной цели фильма. И стоит вспомнить, что на вопрос «можно ли смеяться над нацизмом и холокостом?» утвердительно отвечали ещё «Великий диктатор» Чаплина и «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи – те фильмы, с которыми новую работу Вайтити сравнивают чаще всего. А также добавить, что вообще-то сам Тайка по происхождению – полинезийский еврей, и книгу Кристины Лёненс «
Caging Skies », которая легла в основу сценария, ему в детстве дала почитать его мама.

В конце концов, какие вообще могут быть идеологические претензии к фильму, главный герой которого с яростным криком «Fuck off, Hitler!» (а вот и спойлер!) выкидывает фюрера из окна? В «Кролике Джоджо», как и во всех своих предыдущих весёлых и радостных картинах, Тайка выпускает наружу своего (и нашего) внутреннего ребенка. И этот ребёнок побеждает любую идеологию.

"Кролик Джоджо". Источник: Fox Searchlight Pictures


«Кролик Джоджо» – смотрите в онлайн-кинотеатрах.


Иван Цуркан


 

Рекомендуем

Роботизированное материнство ("Дитя робота" реж. Грант Спьютор)
Человек контрастов Малкольм Макдауэлл
Выставка «Сказания и легенды. Удивительные растения»
Диана Вриланд. Почему бы Вам не...?
«Щёголи, или Все дело в деталях» - новая выставка в музее «Тульские древности»
Сати Спивакова: «Человек стареет, когда перестаёт мечтать»
Спектакль «Гамлет» (Фестиваль «Коляда-театр «На Страстном»)
Андрей Хаас. «Корпорация счастья: история российского рейва»
"Звёзды на Байкале" 2018
Да будет свет («Война токов» реж. Альфонсо Гомез-Рехон)