Хэй, Гитлер! («Кролик Джоджо», реж. Тайка Вайтити)
В детстве все заводят себе воображаемых друзей. У кого-то это персонажи книг и фильмов, у кого-то – животные, у кого-то – розовые единороги. Мы точно не знаем, с кем дружил маленький Тайка Вайтити в Новой Зеландии, но главный герой его нового фильма, десятилетний мальчик по кличке Джоджо (Роман Гриффин Дэвис) дружит с Адольфом Гитлером. Война подходит к концу. Джоджо, он же Йоханнес Бетцлер, фанатично верит в нацистскую пропаганду и собирается ехать на уик-энд в патриотический лагерь для членов гитлерюгенда. Дальше начинается диковатое веселье в духе «Королевства полной луны» Уэса Андерсона: дети под руководством карикатурного капитана Клензендорфа (Сэм Рокуэлл) учатся обращаться с гранатами и ножами, сжигают книги и слушают короткие лекции о том, как вовремя распознать еврея. И в тот момент, когда девочкам говорят, что они должны родить для Рейха много здоровых арийских детей (чем больше, тем лучше) перестаёт быть смешно. Становится по-настоящему страшно. А это только первые двадцать минут.
Как известно, номинированный на шесть Оскаров и получивший награду за Лучший адаптированный сценарий фильм Тайки Вайтити по непонятным причинам так и не был выпущен в российский прокат. Видимо, сам факт наличия в кадре свастик, Гитлера и сомнительная подача материала (а также недавний скандал со «Смертью Сталина» Армандо Иануччи) отпугнули от него всех потенциальных прокатчиков. Но не зрителей – последние месяцы фильм бьет рекорды по нелегальным просмотрам в интернете, существует даже несколько версий пиратских озвучек. Однако те, кто ждёт от «Кролика Джоджо» какого-то вопиющего попирания устоев, явно будут разочарованы: здесь нет ничего такого, никто не глумится над войной и уж тем более над евреями. На самом деле это довольно безобидное и сентиментальное, почти детское кино формата фестиваля Сандэнс (там состоялась мировая премьера, там же фильм получил главный приз зрительских симпатий), разве что с довольно специфическим чувством юмора. Можно не принять хулиганскую интонацию, которую Тайка выбирает для разговора о нацизме и холокосте, но весь строй его картины почти идеально ей соответствует.
Да, иногда его немного заносит на поворотах, и ритм фильма можно назвать неровным – как и качество шуток в некоторые моменты. Однако фонтанирующего остроумия и изобретательного таланта Вайтити не занимать. Он снимает абсурдистскую военную сатиру, но упаковывает её в разноцветную стилистику американского инди. Одно из художественных новшеств «Кролика Джоджо» - именно количество цвета и солнца в кадре (а ведь это военное кино); никакой серо-коричневой мрачности, самое настоящее буйство радужного спектра. Снималась картина в Чехии, и все дома, кажется, были для этого специально раскрашены художниками (а может, цвет был добавлен на пост-продакшне). Но важно, что по мере того, как у Джоджо происходит переоценка ценностей, и его взгляд на происходящее вокруг меняется, цвет из фильма почти уходит, его гамма становится пыльной и тусклой.
В конце концов, какие вообще могут быть идеологические претензии к фильму, главный герой которого с яростным криком «Fuck off, Hitler!» (а вот и спойлер!) выкидывает фюрера из окна? В «Кролике Джоджо», как и во всех своих предыдущих весёлых и радостных картинах, Тайка выпускает наружу своего (и нашего) внутреннего ребенка. И этот ребёнок побеждает любую идеологию.
Иван Цуркан |
Рекомендуем |