Партнеры Живи добром

Хрупкие границы («Король бельгийцев», реж. П. Бросенс и Дж. Х. Вудворт)


«Король бельгийцев»


«Король бельгийцев» - тонкая, ироничная комедия, преподнесенная зрителю в виде псевдодокументального фильма. Бельгийский король (Питер Ван ден Бегин) – сценаристы назвали его Николас III – находится в Турции с дружественным визитом, когда узнает, что его страна распалась: Валлония объявила о независимости. Королю необходимо срочно вернуться домой, но сильнейшая солнечная буря вносит свои коррективы: самолеты не летают, спутники падают, мобильные не работают, а в небе над Стамбулом – северное сияние. Вместо авиасообщения Николасу III приходится довольствоваться стареньким автобусом. Выбора у него нет: турецкая служба безопасности не желает рисковать сохранностью монарха и не дает ему добро на выезд из страны. За приключениями короля и его трех помощников следит камера словоохотливого британца-документалиста Дункана Ллойда (Питер ван дер Хоувен), который не может оставаться беспристрастным и вовлекается в происходящее.

Фильм начинается с незадачливого комментария журналиста о том, что Николас III только «марионетка», ему же хочется подглядеть за королем и показать его человечность – вполне ожидаемое высказывание из уст документалиста. Распад Бельгии, неполадки со связью и полная оторванность от политических реалий в разрушающейся стране предоставляют Ллойду возможность увидеть человеческое лицо как символа власти, так и его свиты. В «Короле бельгийцев» много крупных планов, камера выхватывает волнение и растерянность на лицах бежавших из Турции. Одинокая фигура Николаса III также неоднократно появляется на фоне пейзажей Балканского полуострова и выглядит трогательно и комично одновременно. Питер Ван ден Бегин с легкостью изображает любовь монарха к своему народу и ответственность перед ним за сохранность Бельгии, наивность и ранимость человека, тяготящегося обязанностью держать марку, его практически подростковую смелость и готовность идти наперекор протоколу. В исполнении Бегина под маской короля оказывается непростой, но обаятельный человек, искренний и способный удивить своими поступками.

Балканы напоминают королю и его свите о том, что, помимо привлекательности материального благополучия, есть еще и другое счастье – умение радоваться простым вещам посреди бросающейся в глаза бедности, и что эта бедность еще не говорит о скудости ума и отсутствии чести. Такое банальное послание режиссеры Петер Бросенс и Джессика Хоуп Вудворт передают вкрадчиво и аккуратно, помещая в кадре уставшего короля «мини-страны» и мэра малюсенького городка на фоне лениво идущих коров. В фильме много и других сопоставлений, но он ими не перегружен, и игра на контрастах зачастую смягчается, вытаскивая на поверхность нечто непосредственное и душевное, сближающее, но не стирающее культурных различий.

В комедии, спекулирующей на распаде самого сердца ЕС, нет готовых ответов о судьбе Европы. Создатели «Короля бельгийцев» только задают вопросы, актуальные и, по всей видимости, болезненные, касающиеся проблемы самоидентификации. Одиссея Николаса III даже после финальных титров, вероятно, еще не скоро подойдет к концу. Режиссеры не берутся делать громких прогнозов, но ненавязчиво намекают на то, что мирное перепроведение территориальных границ (каким бы не был повод), все же лучше применения оружия. Путешествие по Балканам, британец, изредка выпускающий из рук камеру, – напрашивающиеся аллюзии на современную политическую ситуацию и ее сопоставление с прошлым.

Юмор в «Короле бельгийцев» не сравнится с фишками голливудских блокбастеров: он не настолько очевиден, не пробивает до слез, и все же шутки и нелепые ситуации, в которые попадает король, вызывают улыбку и симпатию к героям комедии. Фильм не лишен шарма, создающегося из незатейливой комбинации самоиронии, балканского колорита и, простите, легкой «няшности» Николаса III и его друзей.

В российском прокате картина с 23 марта.


«Король бельгийцев»


Елена Громова



 

Рекомендуем

Премьера англо-русского проекта
Медина, пляжи, Сен-Лоран, или Кое-что о Марокко
«Мисс Ремингтон», — первая печатная машинка
«FollowTheFabrika». Финал
Монстры на каникулах («Лука», реж. Энрико Касароса)
«Как молоды мы были...»
КоммерсантЪ. «В стране не хватало порядка – газета его создавала»
Йос Стеллинг и его Душ(к)а
Единственный и неповторимый. Пьеро Мандзони
Кино. Личность. Ксавье Долан