Партнеры Живи добром

Кино. 10 лучших хорроров


Вашему вниманию предлагается список хорроров, снятых в 70 – 90-е годы прошлого столетия. Возможно, даже любители ужасов прошли мимо некоторых из них. Не хочу рассказывать об истоках жанра, а лишь хочу напомнить вам именно о тех фильмах, которые являются хорошими примерами классического хоррора. Многие картины представляют собой ремейки, экранизации, имеют приквелы и продолжения. В этом списке только те истории, которые до сих пор способны удивить сегодняшнего искушенного зрителя. Так что, узнаём, вспоминаем или ностальгируем.

1.«Омен» 1976 реж. Ричард Доннер

1. Омен.jpg

Мистическая драма, основана на библейской легенде об антихристе, пришедшего на Землю в лице миловидного зеленоглазого ребенка. Адские псы, посланники апокалипсиса, загадочные убийства вокруг – вот с такими неожиданными проблемами столкнулась американская семья Торнов. Роберту Торну (Грегори Пек) пришлось решить множество тайн, окутанных самым настоящим мраком. Помимо детективной линии фильма, стоит принять во внимание его религиозную подоплеку. Очень хороша та история, которая возникла в фантазии сценариста, и была подкреплена каким-нибудь авторитетным и всемирно известным сюжетом. Тут, например, самая настоящая реминисценция на Откровение Иоанна Богослова, рассказывающее о появлении сына дьявола. Режиссер Ричард Доннер сделал все возможное, чтобы передать атмосферу реального страха и чувства безысходности в судьбе героев.

2. «Реаниматор» 1985 реж. Стюард Гордон

2. Реаниматор.jpg

По мнению самих создателей, фильм был обречен на провал. Но произошло все с точностью наоборот, и эта картина стала почти классической в галерее хорроров. А на съемочный процесс режиссера вдохновил не кто иной, как Говард Филлипс Лавкрафт, и фильм был снят по мотивам рассказа «Герберт Уэст – реаниматор», он же «воскреситель мертвых». Почему-то лет 30-40 назад просто обожали делать картины про ходячих мертвецов. Там были ночи, рассветы и закаты мертвецов, зловещие мертвецы, живая мертвечина, пожиратели плоти и прочая гадость. Мне иногда кажется, что сейчас фильмы про зомби снимают не с таким задором, видимо, уже сложно придумать что-то новое. «Реаниматор» очень отличается от всего этого множества историй про ожившие трупы. Хотя трупы там, безусловно, оживают, но это не становится причиной апокалипсиса. Все происходит в камерном пространстве больницы, где по вине полубезумного доктора (Джеффри Комбс) и его опытов, мертвецы превращаются в сумасшедших зомби, цель которых не поживиться человеческой плотью, а просто крушить все на своем пути. Кстати, на постере надпись гласит, что фильм состоит из «удивительной смеси ужасов и черного юмора», но смеяться, лично мне, почему-то не хотелось. А вот на отрубленные конечности, говорящие головы и расчлененные трупы любопытно посмотреть всем любителям кровавого зрелища.

3. «Восставший из ада» 1987 - 2011

3 Восставший из ада.png

Культовая франшиза, знакомая всем любителям жанра. Знакомая, потому что каждый зритель видел и имеет представление о странном фантомасоподобном существе с множеством иголок в голове. По мнению создателей, именно так должно выглядеть инфернальное существо. А там, где ад, там и кровь, боль, муки, оторванные конечности и прочие жупела. Любителям ужасов придется по вкусу история про маньяка из самой преисподней, разгуливающего, почему-то по нашей земле. Единственная слабость такого злодея – старинная шкатулка, переходящая в течение всей саги от героя к герою. Наверное, каждый любитель «Восставшего из ада» мечтает о ремейке, который все обещают и обещают нам многие годы. Если 30 лет назад умудрились сделать историю про «пинхеда» настолько зрелищной, то сейчас можно было бы рискнуть показать нам все еще раз по-новому, отдавая дань старому. А может быть и не стоит расстраивать ремейками фанатов, воспитанных на классике. Отдельный плюс - сенобиты, описанные Клайвом Баркером в романе, а потом показанные на экране. Эти адские существа получились настолько детально продуманными и многогранными, что зрителям и не нужен никакой ремейк, все и так выглядит довольно зрелищно. 

4. «Муха» 1986 реж. Дэвид Кроненберг

4. муха.jpg

Ученый (Джефф Голдблюм) в результате роковой ошибки постепенно превратился в гигантское насекомое. Причем весь процесс мутации мы наблюдаем с самого начала – от удивительной ловкости героя во всем теле до полной потери человеческого облика. Удивительно, но даже на фоне всех этих кошмарных метаморфоз зритель может наблюдать за развитием личной жизни несчастного героя. Его возлюбленная Вероника (Джина Дэвис) - молодая журналистка, интересующаяся опытами прогрессивного ученого. И она даже не догадывалась, во что выльется ее любовный роман. Как выяснилось, «у насекомых нет политики», а также чувства юмора, совести, жалости и правил этикета. Также мы можем наблюдать за пищеварительным процессом гигантской мухи, что представляет не очень приятное зрелище. Вообще весь фильм имеет массу отвратительных сцен, но создатели сумели не переборщить и не превратили картину в дешевый трэш. Так что даже самый заядлый любитель ужасов имеет возможность увидеть то, чего раньше никогда не видел.

5. «Лепрекон» 1993 реж. Марк Джонс

5. Лепрекон.jpg

Знакомая многим любителям хорроров история про злобного, зеленого, мерзкого карлика. Карлика, который не позволит обладать каким-то людишкам его обожаемым горшочком с золотом. И вроде бы персонаж известный многим, но что-то все равно не хватило злодею Марка Джонса, чтобы встать в один ряд с такими вымышленными злодеями как: Фредди Крюгер («Кошмар на улице Вязов»), Джейсон Вурхиз («Пятницв 13»), Майкл Майерс («Хэллоуин»), Кожаное лицо («Техасская резня бензопилой») и т.д. Как-то проскочили зрители мимо этого фильма, а зря. Между прочим, Марк Джонс снял целую сагу о кровожадном карлике, а в 2013 вышел ремейк «Лепрекона», который в прочем, совершенно остался незамеченным. Да и новый Лепрекон получился какой-то сверхмощной потусторонней силой, а не обаятельным злодеем из ирландского фольклора. Фильм Марка Джонса стал дебютной картиной для юной Дженнифер Энистон. Героиня вместе с друзьями ведет борьбу с жадным гномом – одни пытаются выжить, другой пытается вернуть свою драгоценность.

6. «Полтергейст» 1982 реж. Тоуб Хупер

6. полтергейст.jpg

Для всех любителей мистики, паранормальных явлений, злобных призраков по вкусу придется творение Тоуба Хупера. Эта история о семье, неожиданно столкнувшейся с чем-то выходящем за пределы человеческого сознания. Фильм, положивший начало множеству сюжетов о призраках, терроризирующих одну несчастную семью. Но, как известно, все в этом мире происходит не случайно и мертвые люди тоже не приходят просто так. Семье Фрилингов придется пройти череду испытаний, в которых будут замешаны потусторонние силы. Нет, вряд ли этим можно будет напугать искушенного зрителя, но сюжет действительно интересный. А так часто бывает, что в хоррорах зрителя стараются всячески заставить трепетать от ужаса всеми возможными способами, совершенно забывая уделить должное внимание сюжету, логике и психологии персонажей. Здесь же мы видим все с точностью наоборот – интереснейшая история, в котором каждый герой имеет свою значимость. Стоит обратить внимание на группу «охотников за приведениями» во главе с Тангиной. Так часто сейчас в фильмах, связанных со сверхъестественным, встречаются вот такие вот группки, которые, с помощью техники и экстрасенсорики, изгоняют злобных духов. Видимо, эта фишка пошла как раз от картины Хупера. 

7. «Изгоняющий дьявола» 1973 Уильям Фридкин

7. Изгоняющий дьявола.png

«Самый страшный фильм всех времен» - так гласит слоган творения Уильяма Фридкина. И я думаю, многие согласятся со мной, что эта одна из самых жутких кино историй про экзорцизм. Излишне натуралистические сцены, потоки зеленой жидкости, нецензурная брань из уст двенадцатилетней девочки, одержимой дьяволом, сам обряд изгнания беса – все это как-то слишком впечатлило зрителей 40 лет назад. Но могу поспорить, что и сейчас любители кошмарного зрелища с удовольствием пересматривают эту дьявольскую историю. И ведь цепляет она не только по-настоящему жуткой атмосферой, но и тем, что это первая картина про обряд экзорцизма. А это значит, что раньше, кино с таким явным уклоном в древние религиозные мотивы, еще никто не видел.

8. «Книга мертвых» 1993 реж Кристоф Ганс, Сюскэ Канэко, Брайан Юзна.

8. Книга мертвых.png

Настоятельно рекомендовано всем любителям Говарда Филлипса Лавкрафта. Фильм состоит из трех новелл «Утопленница», «Холод» и «Шепот», созданных по мотивам лавкрафтовских рассказов. Герой, кстати, играющий самого писателя, находит небезызвестный «некрономикон», в каком-то жутком и невероятно секретном книгохранилище и читает то, что читать простому смертному не рекомендовано. Мы видим три истории, в которых есть: чудовища с тентаклями, инопланетные твари, колдовство и загадочные люди с помутненным потусторонними силами рассудком. В общем, найдутся мерзости на любой вкус. Все в лучших традициях жанра. Все в лучших традициях Говарда Лавкрафта. Как известно, экранизации хорроров не часто получаются настолько хорошими. Так что у зрителя есть отличная возможность окунуться в атмосферу настоящего кошмара, снятого по всем канонам жанра.

9. «Мизери» 1990 реж. Роб Райнер

9. Мизери.jpg

Известная экранизация романа самого короля ужасов. История, где нет ни капли мистики, потусторонних сил, чудовищ и демонов. Все, с чем мы столкнемся здесь – расстройство человеческой психики, повлекшее за собой весьма неприятную и кровавую ситуацию. Известный писатель Пауль Шелдон (Джеймс Каан) попадает в аварию в сильный снегопад. Но к счастью (к счастью ли?) его спасает от смерти неизвестная женщина, которая, как, оказалось, является его «поклонницей номер один». И все было бы хорошо, если бы не пресловутая Мизери (главная героиня романов писателя), которую он решил умертвить в своих книгах. Из-за нее то и начались разногласия между героями. Оказывается, что эта доброжелательная тетушка Энни Вилкс (Кэти Бейкс) та еще маньячкой, способная в порыве гнева даже на убийство. Поэтому большая часть фильма посвящена противостоянию между покалеченным писателем и его безумной сиделкой. 

10. «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» 1997 реж. Джим Гиллеспи

10. Я знаю, что вы.jpg

И вот так плавно от мистических историй про призраков, чудовищ и демонов мы перешли к такому явлению как «слешер». Как известно, начало этому жанру положено Джоном Карпентером и Тоубом Хупром, и по сию пору слешеры имеют место быть. 70 - 80 – е годы – золотое время, именно тогда появились на свет все классические истории про маньяков («Техасская резня бензопилой» 1974 , «Хэллоуин» 1978, «Пятница 13» 1980, «Кошмар на улице Вязов» 1984). Постепенно этот жанр уходит в небытие, так как к 90-ым слэшеры всем изрядно поднадоели. Но вдруг, неожиданно в 1997 году Джим Гиллеспи порадовал зрителей неплохой историей про очередного маньяка-убийцу. Все по общепринятым канонам – с группкой подростков, из-за глупости и безалаберности, происходит инцидент, последствия которого аукнуться им спустя год. И тут начинается кровавая игра в «кошки- мышки» с маньяком, получившим прозвище «рыбак». И как всегда злодей использует нетрадиционное оружие убийства, на этот раз – рыболовный крюк, на который он с удовольствием насадит своих обидчиков.


Маргарита Дубинина



 

Рекомендуем

И садится Солнце («Атлантика» реж. Мати Диоп)
Константин Плужников: «В Центре современного искусства я нашел свой Эдем»
Одна за всех и все за одну!
Индия. Увидеть истину в миллионе красок
Натан Эйдельман. Человек обостренной совестливости
Михаил Боярский. Вся жизнь – театр
Новаторство и профессионализм: "Вивальди-оркестр" покоряет большую сцену
72-й Каннский кинофестиваль
Дорогая роль Владимира Иванова
«Римская комедия (Дион)» в театре имени Моссовета