Кино. Классика. "Благословите женщину"
29 марта 2016 года Станислав Сергеевич Говорухин отметил свое восьмидесятилетие. Прославленный режиссер снял более двадцати фильмов, многие из которых стали классикой кинематографа. Станислав Сергеевич испытал свои силы и на актерском поприще, а также стал автором сценариев ко многим своим фильмам. Как режиссер Говорухин работал над созданием и документальных фильмов, и художественных, среди последних многие были сняты по мотивам знаменитых литературных произведений. Его работа 2003 года «Благословите женщину» - экранизация повести «Хозяйка гостиницы» (1976) Елены Сергеевны Вентцель, публиковавшейся под псевдонимом И. Грекова. Уже название киноленты незатейливо указывает на то, что речь в фильме Станислава Сергеевича пойдет о нелегкой женской судьбе, об испытаниях, выпадающих на долю представительниц «слабого» пола, о том ежедневном труде, который должен оставаться незамеченным и неоцененным. Так оно и есть. За три часа экранного времени перед глазами зрителя пробегает около тридцати лет из жизни женщины. Вот Вере (Светлана Ходченкова) еще восемнадцать. Она молода и бедна, ее мать, отдавая девушку замуж за военного, переживает, что дочь и так в жизни ничего не видела, а тут еще и муж сулит не золотые горы, а трудную жизнь в глубоком тылу или на границе… А вот она в первый раз оказывается в столице, и муж, который гораздо старше ее, понимает, что скромная и нетребовательная Вера любуется платьями столичных красавиц. Он покупает ей цветы, отрез ткани и туфли в магазине. Неожиданная, неловкая и такая в своей простоте милая встреча с знаменитой актрисой… А дальше один год сменяется другим, одна казенная полуразрушенная избенка сменяет другую… Жизнь Веры, и правда, сладкой не назовешь, но к заслугам Говорухина надо отнести то, что он не сделал из повести И. Грековой слезливую социальную драму, надрывную, разрывающую душу, а ведь все «шансы» для этого жизнь Веры ему вполне могла предоставить. «Благословите женщину» не попытка вызвать слезы у зрителя, ком в горле, который только первое время пытаешься давить, но и сказать, что этот фильм - дотошное исследование женской природы, язык тоже не поворачивается. Что-то подсказывает мне: мало кто из современных девушек и женщин узнает себя в героине Ходченковой, да и назвать Веру идеалом женщины по версии Льва Толстого не получается: она взрослеет, делает карьеру, меняется ее взгляд на жизнь и на мужчин, в частности. Изменения, произошедшие в Вере, проявляются неожиданно. Нет в фильме такого, чтобы после каждого случившегося в ее судьбе события, она осознанно делала выводы, стремилась взять свою жизнь в свои руки, ставила цели и решительно к ним шла. Режиссер не пытается «вывернуть» наизнанку душу главной героини, отследить все, что и когда в ней происходит. Он словно наблюдает за ней со стороны, на достаточном расстоянии, чтобы оставаться незамеченным, чтобы его отношение к Вере было трудно читаемым, и достаточно близко, чтобы внимательно, но деликатно делать зарисовки ее жизни, видимых проявлений ее чувств так, что нагота молодого тела не становится непристойной. Возможно, поэтому на первый план выходит почти животная, инстинктивная, глупая любовь Веры к своему мужу, а не их взаимоотношения, и не чувствуется, что любя его, она постоянно переступает через себя. Повзрослевшая и овдовевшая Вера признается, что любила его подобно тому, как солдат исполняет приказы своего командира. Но в ней нет и капли сожаления о том, что годы, принятые называть лучшими, она провела рядом с ним, не смея требовать для себя чего-то большего. Удивительное согласие с жизнью, любовь, преображающая страдания… И именно эта любовь подчеркивается Говорухиным. Женщина любит, но любовь эта в своей беспрекословной преданности может быть непостоянной: она незаметно меняется, становится мудрее и стремится получить счастье не только в своей слепой жертвенности, но и во внимании и заботе достойного человека.
Елена Громова |
Рекомендуем |