Партнеры Живи добром

Кино. Премьера. "Сила воли"


"Сила воли"


На старт. Внимание... Выстрел! Резкий рывок вперед. Сто ярдов до финиша. Уже меньше. Стадион ревет, буквально взрывая пространство криком на эти жалкие несколько секунд. Однако в ушах тишина, вакуум концентрации. Только победа! Финишная лента. Восемь целых и три десятых секунды. Мировой рекорд!

Что мы знаем о современных легкоатлетах? Невероятно мало. Сказывается огромная симпатия нашего народа больше к зимним видам спорта, нежели летним. Что мы знаем о легкоатлетах прошлого? Почти ничего! Кто такой Джесси Оуэнс? Молчание...

Тем временем новая картина, что выходит на экраны уже в этом месяце, не молчит. "Сила воли" рассказывает прямо и без оговорок: какой личностью был Оуэнс и какое время сопутствовало его нелегкой судьбе.

Кстати о времени! Спортивная тематика картины, а именно различного рода забеги, не могла не сказаться на темпоритме фильма. Ведь если на экране строгий судья отмеряет какие-то восемь и три секунды, то зритель отмеряет фильм по своим законам времяощущения, и его нельзя обмануть, иначе ему станет скучно. Однако интерес не остывал на протяжении всей картины, которая казалась единым мощным забегом на среднюю дистанцию: невероятно быстрое начало-завязка, путь до финиша в немного замедленной съемке, затем кульминационный рывок и финиш!

Однако несмотря на все плюсы быстрого развития сюжета, заключавшегося по большей мере в "нескучности" повествования, не хватило от создателей более осознанного подхода к экспозиции характеров главных героев фильма для более глубокого их понимания. Как расплываются силуэты атлетов, мчащихся к заветной финишной ленте, так и расплываются исторические и внутренние портреты героев картины: вроде все понятно, куда их влечет и зачем, но как-то нечетко, без деталей.

Фильм "Сила воли" рассказывает о чернокожем американском легкоатлете Джесси Оуэнсе, принявшем участие в ХI Олимпийских играх в Берлине в 1936-м и завоевавшем на них четыре золотые медали (повторить столь невероятное достижение получилось лишь в 1984 г.).  Картина говорит о нелегкой судьбе спортсмена как на родине, связанную в большей степени с расовыми предрассудками его современников, так и заграницей, в гитлеровской Германии, которую охватила национал-социалистическая истерия. На удивление рассказ этот не наполнен клише, присущими данного рода картинам о расовой дискриминации. Мы не увидим раскаивающихся в своей неправоте американцев, чернокожих, с пеной у рта кричащих о десятилетиях рабства, не увидим в конце невероятное по наивности исцеление расистского самосознания. Потому что это не могло произойти в 1930-х годах, и создатели картины это прекрасно понимали, ведь дикое по современным меркам разделение рас, заключавшееся в отдельных туалетах, сидениях в транспорте, театрах, кафе с табличкой "для цветных", просуществовало в США вплоть до 1980-х! Создатели "Силы воли" в этом вопросе не соврали ничуть, дабы каким-то образом показать в наилучшем свете некие темные пятна истории. И это замечательно!

Знаменитого легкоатлета сыграл молодой актер Стэфан Джеймс, внешне совершенно непохожий на своего персонажа. Безусловно это не самое главное в биографической картине, куда важнее раскрытие персонажа через игру, однако, и тут получилось почти тоже самое, что и с внешним сходством. Как говорится, не верю! Вообще актерская составляющая фильма довольно-таки слаба: даже более опытный партнер Джеймса, Джейсон Судейкис, не показал чудеса актерской игры, хотя для комедийного актера, получившего серьезную роль в биографической драме, это был шанс сполна показать собственный диапазон. Увы, на деле роль тренера оказалась не столь и драматичной, по большей части он вновь сыпал если не столь откровенные, но все же шутки. Из укоренившегося амплуа Судейкису вряд ли удалось выбраться - легкая улыбка не сходила с его лица на протяжении всего фильма, компенсируемая порой широко открытыми, слегка безумными глазами, что немного настораживало. В общем, в "Силе воли" актеры явно не являются мощным фундаментом, из-за которого захочется пересмотреть картину снова. Отметим лишь бесподобную Кэрис ван Хаутен, известную массовому зрителю по роли Красной Леди в телесериале «Игра престолов». В этой ленте она сыграла неоднозначную историческую личность, знаменитую любимицу Гитлера, режиссера Лени Рифеншталь. Сыграла настолько открыто и искренне, что можно даже поверить, что идеи Гитлера лишь вскружили голову этой сильной с виду женщине, что она никак не могла быть причастна к пропаганде ужасов, что творил Третий Рейх. Также порадовал Давид Кросс, сыгравший немецкого легкоатлета Карла Лутца (известен по роли в оскороносной драме "Чтец", сыграв в ней главного героя в молодости). Экранного времени у него было совсем немного, но за это время он успел показать многое: недовольство режимом, но сильную любовь к стране, человеческое милосердие и пренебрежение предрассудками.


"Сила воли"


В чем же тогда сильная сторона фильма? В динамике, съемке, звуке! Какая замечательная звуковая составляющая у фильма. Не имеется ввиду различные саундтреки, именно работа звукорежиссера непосредственно с окружающими шумами! Это всегда вовремя оглушающее сердцебиение главного героя, резкое затухание рева трибун стадиона, выделение одного звука среди волны шума. Безупречно и вкусно! Нет ничего нового в том, что использовалось в "Силе воле", но применялось это с таким профессионализмом, что звуковой ряд привлекал не меньше визуального, который, к слову, заслуживает отдельных похвал.

Удивительно, как по-операторски красиво и захватывающе снять гонку, длящуюся какие-то девять секунд. Это ведь не марафон, где можно изрядно поиздеваться над окружающей природой, спортсменом, теряющим силы и открывающим неожиданно второе дыхание. Нет! Девять секунд и не больше! Однако оператору картины, Питеру Леви, работавшему между прочим с режиссером картины, Стивеном Хопкинсом, в "Блудливой Калифорнии", удалось это сделать! Вновь избитые приемы в виде замедленной съемки и детализации действия, однако, какой эффект. Чего стоит лишь первое появление главного героя на арене многотысячного стадиона в Берлине, снятого одним кадром. Захватывающе помпезно.

Поражает в рассказанной истории многое: и преодоление гнетущего мнения большинства, и грандиозное стремление выиграть любой ценой. Поражает, как пошло бы не звучало, сила воли Джесси Оуэнса. Поражает бесстрашие перед мощной силой противника. Однако, что обескураживает больше всего, так это осознание того, что две недели, проведенные в нацистской Германии, оказались настоящим глотком свободы для афроамериканского атлета. Вспомнить лишь удивленные глаза главного героя, когда он узнает, что в олимпийском городке нет комнат для цветных и для белых - все для всех одинаковое! Можно сидеть за одним столом с кем угодно. Можно получать многотысячные овации и уходить с ареной рука об руку с немецким спортсменом. Можно разрушать стереотипы. Можно выиграть четыре золотые медали и гордо стоять на пьедестале, слушая гимн родной страны. Страны, которая признает твои победы посмертно лишь в далеком 1990 году. Страны, которая заставит тебя заходить на банкет в твою же честь с черного входа. Страны, которая еще десятилетия будет уходить от расовых предрассудков.

- Наверное, в США все же лучше...

- Если посмотреть повнимательнее, то все одно и тоже!

Кто такой Джесси Оуэнс?

Герой.


В широкий прокат картина «Сила воли» выходит 14 июля.

 

"Сила воли"


Илья Михеев


 

Рекомендуем

Презентация монографии В.В.Игошева «Строгановское художественное серебро XVI-XVII вв.»
Игуасу. «Глотка Дьявола» на границе Бразилии и Аргентины
Люди века саг
Глеб Панфилов. История одного упрямца
Луис Генри Салливан – человек, построивший первый небоскреб
От актёра до драматурга. История одного Мольера
Мастер эпизодов Борислав Брондуков
18 февраля – «Поморская Масленица»
Знакомство с фильмами Деланнуа. Инструкция по применению
Кино. Свободный и безумный Мэл Гибсон