Партнеры Живи добром

Кино. Классика. И. Бергман «Час волка».

1.png

Диапазон кинематографических реалий у Бергмана широк и многогранен, в его экранном творчестве традиционно выделяют некоторые направления, в которых развивается сюжет той или иной картины. Религиозно-философские мотивы - фильмы о Боге, религии. Герои, потерявшие веру, смысл жизни, свое предназначение. Они обращаются к Богу, ищут ответы на тайны бытия. («Седьмая печать», «Сквозь темное стекло», «Причастие», «Девичий источник», «Благословенные»). На мой взгляд, это самые сложные работы в творчестве великого шведа. Автор использует литературные образы, народные предания; воссоздает и переосмысливает их в своем понимании, а потом воплощает на экране. Воззрения режиссера на религию в основном не связаны с религиозными догмами и учениями, у Бергмана постоянно звучит один и тот же мотив – мотив поиска Бога и связи человека с ним.

Самая многочисленная группа – психологические драмы, посвященные человеческим взаимоотношениям, семейным связям, конфликтам человека с окружающим миром или самим с собой. В таких фильмах Бергман выступает не только в качестве режиссера, но и психолога, способного в своем творчестве создать целый калейдоскоп человеческих характеров и сыграть на тончайших струнах души («Сцены из супружеской жизни», «Страсть», «Земляничная поляна».).

Есть работы, посвященные философскому осмыслению искусства. Психоанализ творчества («Музыка в темноте», «Вечер шутов», «Лицо», «Персона», «Час волка», «Ритуал», «Волшебная флейта», «После репетиции», «Фигляр, шумящий на помосте»).

Другая часть фильмов, менее многочисленна, на темы, касающиеся общественных процессов – войны, нацизма, насилия («Стыд», «Змеиное гнездо»). Некоторые ранние картины имели комедийную, авантюрную или исключительно любовную подоплеку.

Но эти направления  в творчестве Ингмара Бергмана иллюзорны и абстракты. Все работы великого шведа – гармоничное сопряжение религии, философии, искусства и человеческой психологии. В каждом фильме содержится реминисценция предыдущих и последующих работ режиссера.

«Час волка» - единственный фильм Бергмана, который относят к жанру «хоррор». Но опять же, хоррор здесь психологический, а в основе сюжета лежит история семейной пары - художника Юхана Борг и его жены Альмы. Бессменный бергмановский дуэт – Макс фон Сюдов и Лив Ульман. Повествование ведется от лица главной героини, которая рассказывает про своего мужа, его дневник, бессонницу, душевную болезнь. Юхан Борг – художник, полностью погруженный в свое творчество, вместе с женой отдыхает на отдаленном острове. Прекрасные пейзажи, живопись, море, искусство - одним словом, все, что нужно для идиллии. Но с первых минут зрителю становится понятно, что с героем происходит что-то странное. Он внутренне напряжен, холоден и равнодушен к жене, нелюдим и мрачен, страдает от бессонницы. Однажды ночью художник рассказывает о самом страшном времени суток.

«Но это самый худший час. Знаешь, как его назвали? Старые люди называли его часом волка. Это час, когда умирает большинство людей, когда рождается большинство детей. В это время к нам приходят кошмары и, если мы бодрствуем, мы пугаемся». 

Это старое поверье послужило основой для фильма. Час волка – время душевных терзаний, нравственных мук, час осознания собственных грехов. В одну из таких ночей герой рассказывает жене историю о загадочном укусе на его теле, в другую ночь вспоминает унизительное наказание из своего детства (что, кстати, взято из детских воспоминаний самого Бергмана). 

Но семейная пара не единственные жители острова. По соседству с ними живут таинственные аристократы, которые однажды приглашают Юхона и его жену на ужин.

С этого момента сюжет становится все более сюрреалистичным, а последующие события окончательно добивают героя. Фантасмагорические образы, отвратительные лица, мрачные коридоры, пошлость и разврат жителей замка. Реальность это или видения воспаленного мозга? Ко всему этому еще сильное давление со стороны «сильных мира» – демонстрация положения и власти, напоминание герою о его прошлой страсти. Юхону становится все сложнее и сложнее избавится от пут, расставленных хозяевами замка, которые желают полностью подчинить сознание горе-художника. Главная слабость героя – животная страсть к Веронике Воглер (Ингрид Тулин), модели, роскошной и богатой женщины. Его супруга изо всех сил старается своей заботой и любовью избавить мужа от душевных терзаний. Альма желает «переждать» кризис и быть с любимым всегда, несмотря на явную опасность. Здесь и возникает библейский мотив, что мужчина и женщина единое целое. Но даже старания преданной жены бесполезны. В конце герой становится марионеткой в руках демонических аристократов и послушно следует указаниям.

"Сложность этой картины в том, что я не мог понять, о ком она. Если бы я делал ее с точки зрения Альмы, она получилась бы очень интересной. Но я делал ее неправильно. После того, как фильмы был закончен, я пытался развернуть его под ее точку зрения, мы даже пересняли несколько сцен, но было уже слишком поздно. Видеть, как сумасшедший человек становится еще более безумным - скучно. Было бы более любопытно увидеть, как абсолютно здоровая женщина сходит с ума, поскольку любит безумца, за которого вышла замуж. Она вступает в его мир ирреального, и это ее заражает. Внезапно она ощущает себя потерянной. Я понял все это только, когда картина была уже завершена". И. Бергман 1971 год.

2.png


Маргарита Дубинина




 

Рекомендуем

Гастроли Чеченского драматического театра. Спектакль «Свой дом - красный дом» или «дорога домой»
Billionaire Italian Couture – элитарность в деталях
«Таврический» online
Владимир Мигуля, советский композитор и пианист
«Спор о бороде»
Невероятная история любви: Карло Понти и Софи Лорен
За здоровый образ жизни! («Я худею» реж. Алексей Нужный)
Ян Потоцкий «Рукопись, найденная в Сарагосе»: берегись дьявола на горной тропе
Акционизм: что это?
Виртуозная графика Сола Стейнберга