Кино. Классика. "Мечтатели"
16 марта Бернардо Бертолуччи исполнилось 76 лет. За это время он успел снять около 25 фильмов, среди которых картины «Конформист», «Последний император», «Двадцатый век» и «Последнее танго в Париже». Бертолуччи известен как последователь Годара и Трюффо, а также Паоло Пазолини, чьим ассистентом он был на съемках фильма «Аккатоне». Одна из его поздних картин «Мечтатели» вышла на экраны в 2003 году. Своеобразный ностальгический романс о Париже 60-х годов прошлого столетия получил неоднозначную оценку критики и публики.
Картина повествует о трех молодых людях: американце Мэттью (Майкл Питт) и близнецах Тео (Луи Гаррель) и Изабель (Ева Грин), которые знакомятся возле французской Синематеки во время акции в защиту Анри Ланглау. Окрыленные свободой мысли, слова, а также сексуальной свободой, у нее, по мнению героев, лицо Мэрилин Монро, они проводят время, угадывая сцены из фильмов, рассуждая о революции и войне и выполняя различного рода штрафные задания с целью расширить границы допустимого и приличного, воплотить в жизнь любую фантазию. Тогда, в 60-е, кино было более мощным средством массовой информации, чем сейчас. Именно в нем и была заключена истина, фильмы, как молитвы, знали наизусть.
Соединяя воедино кино и политику, герои ставят в один ряд Мао, называя его «гениальным режиссером», Трюффо и Годара. «Срежиссировать можно все», - считают они. «Да и жизнь, по сути, тоже фильм, который мы ставим здесь и сейчас, а значит – нужно действовать незамедлительно», - рассуждают герои, строя дома шалаш из штор и простыней.
Говоря о том, как важен голос каждого, они, тем не менее, давно перестали ходить на пикеты и предпочитают бездельничать в квартире родителей. В конечном итоге оказавшись на улице, в толпе демонстрантов, Тео и Изабелла не прислушиваются к просьбе Мэттью, и протест против насилия опять сам порождает насилие. Да, важно было сказать свое слово, но не имеет значение то, какое, зачем, и к каким последствиям это приведет. Финальный аккорд оставляет горькое послевкусие разочарования, как в идеях героев, так и в самой концовке фильма, она получилась очень быстрой и скомканной. Монументальные теории героев, с которыми нас знакомит режиссер на протяжении почти двух часов, рушит одумавшийся в самом конце Мэттью, что выглядит весьма неубедительно.
Что достойно восхищения в картине, так это ее стиль. Особое удовольствие доставят киноманам многочисленные отсылки к другим фильмам, и это не только сцены, которые загадывают и копируют герои, а также саундтрек, состоящий целиком из музыки к другим картинам, например, невозможно не узнать звучащую вначале тему из «400 ударов» Франсуа Трюффо. «Мечтатели» - идеальный путеводитель по кинематографу и по кино 60-х в частности. Это – уникальный шанс увидеть все происходившее тогда глазами человека, который сам был в центре тех событий. Потрясающая актерская игра и энергетика той атмосферы поразят каждого зрителя. «Мы одной крови…», - повторяют герои. Представляя фильм, Бертолуччи был уверен, что события, захватившие молодежь того времени, не оставят равнодушным сегодняшнего зрителя.
Надежда Афанасьева
|
Рекомендуем |