Кино. Личность. Лукино Висконти
Лукино Висконти смело можно назвать одним из самых выдающихся режиссеров за всю историю существования кинематографа. Будучи потомственным аристократом, интересовавшимся феодальным прошлым своей страны, он придерживался марксистских и антифашистских взглядов и стал основателем самого демократичного течения – итальянского неореализма. Противоречивость взглядов Висконти сочеталась с невероятным перфекционизмом, «маниакальным стремлением добиться совершенства». Карьеру в кино начал почти в 30 лет в качестве ассистента Жана Ренуара. В своем творчестве он обращался к социальным проблемам, экранизировал классику, рассуждал об одиночестве и гибели индивидуализма.
В 1957 году Висконти решает экранизировать раннюю повесть Достоевского «Белые ночи». Старый сюжет получил новое место действия – Италия. В главных ролях Марчелло Мастроянни, еще не знакомый с образами Марчелло Рубини и Гвидо Ансельми, Жан Маре и Мария Шелл. Отсутствие белых ночей было компенсировано черно-белой пленкой (напомним, что в 1954 году Висконти уже снял свой первый цветной фильм «Чувство») и эпизодом со снегопадом. На фоне полупустого города характеры героев раскрываются наиболее ярко. Невозможно не обратить внимание на операторскую работу Джузеппе Ротунно, который благодаря Висконти известен как один из лучших операторов XX века. Режиссер раскрывает проблему одиночества и непонимания, внося особый акцент на то, как обманчива бывает красота. Драма индивидуальная у Достоевского становится метафорой драмы социальной у Висконти, мотивы которой позже будут развивать Феллини и Антониони.
Другой, более известной экранизацией режиссера является фильм «Леопард» по одноименному роману Джузеппе Томази ди Лампедуза. Картина об упадке аристократии, гражданской войне 1860 года и попытке старого князя принять новые порядки, созданная самими аристократами, выглядит очень реалистично. Богатое убранство замков и красочные пейзажи – у Висконти все продумано до мелочей, все находится там, где должно.
Первоначально на роль главного героя планировалось пригласить Николая Черкасова, затем Лоуренса Оливье, но студия в итоге без ведома режиссера утвердила на главную роль Берта Ланкастера. К счастью, актеру прекрасно удалось вжиться в образ князя Салина, многие манеры он скопировал у самого Висконти. Фильм также прослеживает судьбу юного Танкреди (Ален Делон) и его возлюбленной Анжелики (Клаудия Кардинале). Они, в отличие от князя, который не смог изменить веками складывавшийся в его семье образ жизни, образ мысли, смириться с утратой прежних ценностей, мечутся от одной новомодной идеи к другой, поддерживают то одних, то других. Кульминация фильма – 45-минутная сцена бала, где под звуки вальса Верди решается судьба героев, и расходятся их дороги.
«Я принадлежу к уходящему классу, я свободен от иллюзий и не способен к самообману. Мы — леопарды, львы. Те, кто придет на смену, будут шакалишками, гиенами», - говорит Висконти устами князя Салина. Именно эта манерность и изящество до сих пор привлекает зрителей в фильмах режиссера, человека, который смог показать и рассказать нам от первого лица о том, что значит – быть аристократом.
Надежда Афанасьева |
Рекомендуем |