Партнеры Живи добром

Кино. Премьера. "Черная месса"

Черная месса

На этой неделе в российском прокате стартует фильм режиссера Скотта Купера «Черная месса», основанный на жизни и преступлениях бостонского гангстера Джеймса «Уайти» Балджера. Главные роли в картине исполнили Джонни Депп, Джоэл Эдгертон и Бенедикт Кэмбербетч.

Во-первых, хочется отметить, что Депп, после провального «Мордекая» (так и не добравшегося до российского зрителя), невнятного «Превосходства», очень средних «Мрачных теней» и «Одинокого рейнджера», наконец-то создал свой лучший образ за последние 8 лет, прошедшие после «Суини Тодда». Балджер в исполнении Деппа безжалостен, хладнокровен, никто из героев не в состоянии долго выдержать на себе взгляд его пристальных, холодных глаз с узкими зрачками. Он немногословен, как и все преступники в фильме. Они начинают говорить, только за столом у агента ФБР, чтобы сохранить свою жизнь. Забудьте о забавном, неумолкающем Джо Пеши из гангстерских эпопей Скорсезе. Развязная речь перебравшего в баре спиртного сообщника Балджера, стоит ему жизни. Уайти знает, каким опасным делом он занимается, и всех, кто забывает об этом, он устраняет не задумываясь. Как анаконда он медленно сдавливает свою жертву, вежливо принимает извинения, дает жизненные советы, проявляет заботу, дарит подарок, но через час болтливая проститутка или глупый подельник будут зарыты в землю под мостом. Джеймс Балджер ведет двойную жизнь, в одной он любящий сын и заботливый отец, а в другой бандит. Родной брат Джеймса сенатор штата (Кембербэтч специально для этой роли сменил свой классический британский выговор на хорошо знакомый американцам бостонский акцент) упорно не замечает вторую жизнь брата, чтобы не замарать свою репутацию.

Братья Балджеры и Джон Коннолли росли на улицах Южного Бостона, так называемого Сауфи (Southie), района, преимущественно населенного ирландцами. Они росли в среде, где часто единственной возможностью выйти в люди была связь с преступлениями. Однако лишь Уайти выбрал этот путь. Коннолли стал агентом ФБР и вернулся в родной Бостон, чтобы очистить его от итальянской мафии раз и навсегда. Он просит Балджера о помощи в знак дружбы, после чего заключается «дьявольский союз», как гласит название книги, на которой основан сценарий картины. Бюро закрывает глаза на дела банды Уайти Балджера, за важную информацию, необходимую для поимки главарей итальянской мафии. «Теплые» отношения ФБР и мафии неофициально существовали во времена полувекового правления в бюро расследований Джона Эдгара Гувера. Земляк Конноли, Роберт Кеннеди, пытался, будучи министром юстиции, исправить ситуацию, но не смог побороть насквозь прогнившую и коррумпированную систему. Спустя несколько лет после смерти Гувера, Конноли удается убрать из Сауфи итальянцев. В отсутствии конкуренции нелегальный бизнес Балджера начинает процветать.

Интересно наблюдать, как благие намерения Коннели делают его ни меньшим преступником, чем Уайти. Вынужденное молчание Джона о преступлениях ирландцев постепенно отнимает у него жену, репутацию, а потом делает его пособником Балджера. В этой картине нет стандартной игры в «казаки-разбойники» между гангстером и полицейским, здесь есть вполне успешное до поры до времени сотрудничество. Хотя сотрудничество ли это, или использование друг друга в своих интересах или старая дружба? Сенатор Балджер говорит о чистых улицах Бостона, Конноли убеждает коллег в том, что все преступления Уайти меркнут по сравнению с важнейшей информацией, полученной от него, а тем временем банда Winter Hill подсаживает на наркотики каждого второго ребенка в Сауфи.

Никакого развития персонаж Деппа в «Черной мессе» не получает. Мы видим, что призвание это человека убийства и рэкет, и только этим он может зарабатывать себе на жизнь. Хотя с матерью и женой он заботлив, и обе женщины, кажется, не догадываются о его работе на улицах, трудно представить себе совместную жизнь с таким жутким человеком.  Он не сильно меняется после потери семьи, разве что становится еще мрачнее и задумчивее. Его место работы улицы, его кабинет местный бар. Деньги и материальные блага, его, судя по всему, не очень интересуют. От этого персонаж становится еще более зловещим. Никакой романтизации образа. Балджер больше походит на убийц из фильмов ужасов, таких как Джейсон, Майкл Майерс и др.

Гангстерский триллер в стилистике 70-х о том, как один раз поступившись со своей совестью, потом очень трудно вернуться назад, о том, что не стоит «мириться со знакомым злом» и что тайное всегда становится явным, получился интересным, но пустоватым. История рассказана красиво, Джонни Депп вернулся, фильм основан на реальных событиях, что еще нужно для хорошего времяпрепровождении в кино.

Черная месса


Михаил Мосягин



 


 

Рекомендуем

«400 ударов» как переломный момент в развитии киноискусства
Выставка «Венецианский карнавал»
Витторио де Сика. «Я оставляю кинематографу не только свои фильмы, но и своих сыновей…»
Актриса многих ролей — Галина Польских
«Римская комедия (Дион)» в театре имени Моссовета
Пропасть Пустыни («Дюна», реж. Дени Вильнёв)
Дневник эстета. Новогодние каникулы в Москве
Изабелла Юрьева — королева русского романса
Дочки-матери и волшебные твари ("Малефисента: Владычица тьмы" реж. Хоаким Роннинг)
Рецепт лучшего фильма: «Побег из Шоушенка»