Партнеры Живи добром

Конфета с горькой начинкой («Дело Ричарда Джуэлла» реж. Клинт Иствуд)



Мода на 90-е годы сменила моду на 80-е. Только в прошедшем году вышел целый ряд фильмов, которые полностью или частично были посвящены этому десятилетию, например: «Середина 90-х», «Vox Lux», «Бык». В стороне от процесса не остался Клинт Иствуд, действие нового фильма которого разворачивается в Атланте, во время Олимпиады 1996 года. В центре сюжета – судьба чрезвычайно исполнительного охранника Ричарда Джуэлла (Пол Уортер Хауз), который обнаружил под скамьей бомбу, и своими действиями частично смог предотвратить последствия взрыва.


"Дело Ричарда Джуэлла". Источник: Warner Bros.


Ричард Джуэлл – герой? Безусловно. Но такими простыми ответы бывают только в кинематографе. Фильм Клинта Иствуда основан на реальных событиях: против обнаружившего взрывное устройство охранника началась массированная кампания СМИ, основанная на предположениях спецслужб, открыто обвинивших Ричарда Джуэлла в подготовке теракта. Охранник, который мечтал стать полицейским, стал удобным обвиняемым: живет со своей матерью (Кэти Бэйтс), увлекается оружием – прослеживается определенное сходство с психологическим портретом террориста-одиночки. Естественно, за историю ухватилась ушлая журналистка Кэти Скраггс (Оливия Уайлд) – ее усилиями образ Ричарда Джуэлла демонизируется. С помощью адвоката Уотсона Брайанта (Сэм Рокуэлл) несправедливо обвиненный охранник на протяжении трёх месяцев ежедневно доказывал свою невиновность, отчаянно сопротивляясь давлению, которое оказывало на него общество.


"Дело Ричарда Джуэлла". Источник: Warner Bros.


О чем может поведать нам эта история? О плохих спецслужбах и журналистах? Безусловно, это центральная тема фильма, но он был бы слишком одномерным и плоским, будь это единственная проблема, затронутая режиссёром.

В фильме множество отсылок к девяностым – особому времени, когда массовая американская культура продуцировала очень живучие мифы. За два года до Олимпиады в Атланте на экраны вышел один из самых популярных американских фильмов – «Форрест Гамп». Эта лента подводила своеобразные итоги «американского XX столетия» от Элвиса Пресли до Apple. Фильм приобрёл столь значимый для поп-культуры статус благодаря главному герою. Он воплощал в себе образ эдакого практически идеального американца – верного своему долгу, доброго, исполнительного и благородного. Форрест Гамп, несмотря на явный недостаток умственных способностей, в итоге достигает «американской мечты». Однако фильм Робертс Земекиса – безусловно красивая и светлая, но все-таки сказка.

А что будет с условным «Форрест Гампом» при попадании в реальный мир? Ничего хорошего. Таков ответ Клинта Иствуда. Ричард Джуэлл действительно по характеру похож на Форреста Гампа — не очень умён, но исполнителен, честен, и горит желанием «помогать людям». Но в реальном мире такие люди становятся объектом агрессии и насмешек, а то и удобным «козлом отпущения». Ричард Джуэлл искренне стремился помочь государству, гражданином которого являлся, но в итоге столкнулся с величайшей несправедливостью: необоснованным подозрениям, обыскам и травле со стороны СМИ. Режиссёр аккуратно подводит нас к мысли о границах нашего доверия к общественным институтам и восприятии окружающего мира, которое может формироваться под воздействием ложной информации. Поэтому, основная идея фильма – «действуй, как должен, но никогда не верь тому, что ты видишь в выпуске новостей». США держится не на силовых службах, на безымянных Ричардах Джуэллах, которые могут в любой момент стать объектом нападок со стороны государства.


"Дело Ричарда Джуэлла". Источник: Warner Bros.


Этот фильм является очередной попыткой деконструировать миф об американской мечте. США в реальности сильно отличается от своего ретушированного образа, а следовательно, практически идеальный американец едва не оказывается в тюрьме. Клинт Иствуд в своих фильмах часто критикует перемены, произошедшие с американским обществом в последнее время, в результате которых такие простодушные любители кантри, как Ричард Джуэлл, оказываются на обочине – они попросту не успевают за переменами. Режиссер делает он это в свойственной ему манере: прямолинейно, но довольно просто и сдержанно.

Клинт Иствуд снял добротный фильм, в основе которого – разрушение некоторых базовых для американцев стереотипов и представлений. Но в то же время это не только кино «для американцев»: режиссер размышляет об универсальных вопросах: о границах нашей лояльности и приватности, о роли журналиста и силовика, которые будут интересны и российскому зрителю.


Андрей Лихацкий



 

Рекомендуем

10 книг об истории комиксов
Юрий Бондарев. «Художник, пишущий войну»
Александр Лунгин: «Это кино о том, что делает нашу жизнь такой неистовой, странной и холодной»
Балетные туфли Михаила Барышникова проданы за миллион рублей
Благотворительный концерт звезд мировой оперы в День Рождения Елены Васильевны Образцовой
It's not the waking, it's the rising: новый альбом Hozier «Wasteland, Baby!»
Кино. После "Глобусов", накануне "Оскара"
Мигель де Сервантеc и его донкихотство
Кейт против Кейт («Манифесто» реж. Джулиан Роузфельдт)
«Центральный Багдад»: новый взгляд на войну в Ираке