Квест для мага высшего уровня («Вперёд» реж. Дэн Скэнлон)
Давным-давно мир был волшебным. Леса, горы, поля и озера населяли кентавры, драконы, эльфы, русалки, тролли, единороги и многие другие сказочные существа. Но потом, под влиянием технического прогресса магия постепенно покинула этот мир, а его обитатели опасным приключениям и колдовству предпочли комфорт и стабильность. Поэтому теперь кентавры служат в полиции, мантикора открыла закусочную, а единороги роются в мусорках. И, кажется, все довольны.
Не пугайтесь, это только вступление. Несмотря на обильный сказочный антураж, «Вперёд» (в оригинале «Onward», то есть «далее») – не настоящее фэнтези, а всего лишь остроумная пародия на него. Немного ушедший в прошлое жанр сейчас, после глобального успеха «Игры престолов» снова возвращается на экраны, иногда – вот в таком несерьезном и весёлом виде.
Но пора познакомиться с главными героями этой истории. Перед вами – Иэн и Барли Лайтфуты, два брата эльфа, живущие в скучном и обыкновенном мире без магии. Они ходят в школу, увлекаются тем, чем и положено увлекаться подросткам, и каждый день выясняют отношения с мамой. Старший брат – безумный фанат квестов, настольных игр и знаток истории легендарных былых времен, безбашенный хулиган и отчаянный противник сноса исторических древностей. Младший – нежный и трогательный, сомневающийся в себе юноша на пороге шестнадцатилетия (сходство с настоящими подростками неслучайно!). Он ведёт типичный подростковый дневник, в котором записывает невыполнимые, как ему кажется, задачи вроде «пригласить друзей на вечеринку» или «сдать на права». Одним словом, Иэн и Барли – полные противоположности. То, что их объединяет – это потеря отца. В их семье царит настоящий культ его памяти; у Иэна в комнате выложен почти что алтарь из сохранившихся папиных фото. А ещё есть запись его голоса на старой аудиокассете, с которой он тайно разговаривает по вечерам, пока никто не слышит. Как вы наверняка понимаете, обстоятельства сложатся так, что папа вернётся – правда совсем не в том виде, в каком этого ждут герои и зритель.
Все эти трогательные эмоциональные детали являются сердцем любого мультфильма Pixar. Хвалить студию за продуманность, проработанность и красочность предметного мира уже кажется дурным тоном, но в новом мультфильме они снова демонстрируют выдающееся мастерство в создании впечатляющих альтернативных миров. Мир, в котором живут братья-эльфы, создан по образу и подобию нашего, однако полон остроумных сюрпризов и отличий. Главные темы пиксаровской анимации в этой истории тоже налицо: трудности взросления, отношения детей и родителей, преодоление испытаний и самого себя. Пожалуй, больше всего по интонации «Вперёд» созвучен «Тайне Коко» и «В поисках Немо», хотя «Вверх» тоже маячит где-то неподалёку (названия обоих мультфильмов неизбежно станут предметом шуток). Как и «Тайна Коко», это, в общем-то, очередной серьёзный рассказ о преодолении смерти в ходе приключения, пусть он и выполнен в более легком и комедийном ключе.
Кроме оригинальной идеи мира, в котором цивилизация победила магию, «Вперёд» может порадовать и развеселить парадоксальным юмором на грани абсурда. После просмотра довольно сложно будет забыть человеческие ноги на поводке, гигантскую лодку-крекер или бешеных панков-пикси на мотобайках. Все образы преувеличены и гротескны; как в любой хорошей детской сказке, привычные вещи и формы с помощью волшебства здесь легко меняют свой цвет, размер и предназначение. Особенного упоминания заслуживает старый ржавый фургон по имени «Гвиневра», который когда-то определенно знавал лучшие времена, хотя где-то в глубине движка до сих пор считает себя крылатым пегасом (на этот счёт будет один феерический эпизод). На нём герои и отправятся в свою захватывающую поездку по окрестностям навстречу судьбе и приключениям, как в заправском роуд-муви 1980-х. Духом восьмидесятых тут вообще веет довольно заметно, и это тоже добавляет мультфильму специфического ретро-обаяния. Особо внимательные заметят также немало отсылок к классике приключенческого кино того времени: от «Назад в будущее» до «Индианы Джонса» (плюс бонусом – прямая цитата из «Властелина колец»).
Но самое классное и остроумное то, что весь путь Иэна и Барли уподоблен квесту в настольной игре (и, само собой, его обязательно нужно успеть пройти до захода солнца!). Конечно, по уровню вовлечения зрителя «Вперёд» сложно сравнить, например, с «Джуманджи», однако это добавляет фильму Pixar дополнительное игровое измерение, как бы ещё раз подчеркивая, что здесь всё понарошку, и даже самым маленьким детям бояться нечего. Даже жуткий дракон оказывается смешным, и сцена вызова умершего папы с того света при помощи магического кристалла тоже выглядит совсем не страшно. А самой оригинальной и неожиданной мыслью во всём мультфильме оказывается мораль, что отсутствующего папу легко может заменить старший брат, и при таком раскладе надобность в отцовской фигуре, в общем-то, отпадает. Эта идея отчасти рифмуется с недавним «Холодным сердцем», но если диснеевский хит был, условно говоря, «для девочек и про сестёр», то «Вперёд» воспевает образ любящих братьев, всегда готовых подставить друг другу плечо. Надо сказать, что для режиссёра Дэна Скэнлона «Вперёд» – всего лишь вторая полнометражная работа после «Университета монстров», так что на студии он пока новичок. Но главное, что в основе сюжета мультфильма лежит реальная история его семьи, рано потерявшей отца. А для озвучивания своих персонажей Pixar в этот раз позвали Криса Пратта и Тома Холланда (в русском дубляже их замечательно подменяют Филипп Лебедев и Владимир Яглыч).
На самом деле, можно только радоваться, что Pixar продолжают удерживать заданную планку – хоть их новый мультфильм отчасти и уступает в оригинальности предыдущим. Но надо признать: и сочинить оригинальную историю, и взглянуть на старые сказки под каким-то новым углом с каждым годом становится всё сложнее. Поэтому в том, что «Вперёд» активно пользуется привычной фабулой и много раз отработанными сказочными ходами, нет ничего страшного. В конце концов, не стоит забывать, что перед нами – детский мультфильм. И взрослые умные слова и сравнения на самом деле тут не нужны.