Леонид Филатов. Чтобы помнили
«Но я счастлив, как юный жених,
Кто такой творческий человек? Однозначно можно сказать, что творческий человек способен открыть новое, создать нечто волшебное и рассказать об этом миру. Именно таким был Леонид Филатов. За всю свою жизнь он сумел не только обрадовать искушённого зрителя потрясающей актёрской игрой, но и создать нечто большее. Вкладывая свои силы и таланты в литературное творчество, режиссуру и телевидение, Леонид Филатов стал одним их народных артистов, чьё имя навсегда останется в памяти людей.
Известность пришла к нему на заре 70-х годов, когда он читал пародии на заслуженных поэтов советской эпохи: Рождественского, Михалкова, Вознесенского. Это послужило началом творческого пути артиста, лишь малой каплей в море созданных им творений. Сначала он стал актёром Московского театра на Таганке. Играл на одной сцене с Высоцким, Любимовым, Золотухиным, Дыховичным в спектаклях «Что делать?», «Мастер и Маргарита», «Вишнёвый сад», «Гамлет». В этом театре Филатов вырос как артист: начал с выпускника Щукинского училища и закончил как многогранный актёр. Его игра становилась выразительнее, а зарисовка ролей раскрывала творческий потенциал с разных сторон. Он был очень интеллигентным, добрым и понимающим человеком, поэтому к нему всегда тянулись люди. Но сцена театра стала для него мала, и перед ним открылись перспективы работы в кино. Съёмочная площадка стала для Филатова новым домом. Он снялся в десятке картин, но лишь после фильма «Экипаж» он действительно проснулся знаменитым. Фильм принёс ему не только популярность, но и звание секс-символа Советского Союза. Сам же актёр относился к этому с иронией и любил цитировать: «Худой, злой, больной – но какова страна, таков и секс-символ...».
В 90-х он увлёкся режиссурой, и уже в 1991 году снял фильм по своему сценарию «Сукины дети», в котором объяснился в любви своим собратьям-актёрам. Во время съёмок фильма Леонид пережил инсульт, что было первым звонком для беспокойства о состоянии здоровья. Но Филатов торопился жить, торопился успеть многое, поэтому не уделил этому должного внимания. Уже в 1994 году на сцене театра у него случился микроинсульт. Его положили в больницу и выписали такие лекарства, о последствиях которых никто и не догадывался. Через два года Филатов перенёс операцию по удалению почки, а в 1997 году ему пересадили донорскую почку. Его сила духа, мужество, отвага помогали бороться с трудными поворотами в жизни. Но даже это не сломило в нём творческого человека, и его многогранность проявилась в другом виде искусства – литературе. Из-под его пера вышли стихи, песни, пьесы и литературные пародии. Его книга «Про Федота-стрельца, удалого молодца» разошлась на цитаты и привлекла внимание даже самого Михаила Горбачёва. Филатов очень точно и сатирически писал о том, что считал важным для себя и своей страны.
Одним из главных дел для Леонида Филатова стала передача «Чтобы помнили…», которую он начал вести в 1993 году. Идея передачи возникла на полемической ноте — рассказывать о несправедливо забытых артистах. Филатова возмущало беспрецедентное беспамятство страны, то, как многое извращается в видении и понимании людей. Он хотел расставить всё на свои места, рассказать миру о непростых и интересных судьбах. Работа над передачей была не только благим делом, но и гражданским подвигом Филатова. Он брал различные истории, буквально пропуская каждую через себя. Проблемы со здоровьем не останавливали его, и даже находясь в больнице, он продолжал записывать программы на фоне больничной стены, с толстым гримом на лице и с трудом выговаривая слова. 26 октября 2003 года Филатов скончался от двухстороннего воспаления лёгких и стал завершающей главой своей передачи «Чтобы помнили...» Нет другого такого человека. Каждый запомнит его по-своему: Филатов-актёр, Филатов-телеведущий, Филатов-писатель. Другого такого человека нет. И даже после ухода он остался не только как экранный образ, но и в качестве ярких, не покидающих стихотворных строк: «О не лети так жизнь, я от ветров рябой. Мне нужно этот мир как следует запомнить. А если повезет, то даже и заполнить, Хоть чьи-нибудь глаза хоть сколь-нибудь собой»
Римма Бадыкшанова
|
Рекомендуем |