Лети, Дамбо, лети ("Дамбо" реж. Тим Бертон)
1919 год. Цирк братьев Медичи еле держится на плаву. Макс Медичи (Дэнни ДеВито), единственный хозяин цирка, делает ставку на новое приобретение – азиатскую слониху Джамбо и малыша, которого та вот-вот должна родить. Заботиться о слонах поручают Холту Фэрриеру (Колин Фаррел). Раньше Холт был звездой цирка – лучший наездник на арене, но с войны вернулся без руки, жена его умерла от испанского гриппа, когда он был на фронте, лошадей продали. Да и с детьми ковбой никак не может найти общий язык. Дочка Милли (Нико Паркер) не хочет идти по стопам родителей и интересуется робототехникой. Копилку проблем Холта скоро пополнит Дамбо – долгожданный слоненок Джамбо, появившийся на свет с не по-слоновьи громадными ушами. Над малышом будут потешаться все, кому не лень, и мама крохи, защищая ребенка, устроит в цирке настоящий переполох. Макс быстро избавится от нее, продав за полцены. Потом выяснится, что уши Дамбо способны, как крылья, поднять слона над землей. Летающий слоненок появится на первых полосах газет, и вот Медичи уже подписывает контракт с могущественным владельцем парка аттракционов Вандервером (Майкл Китон), а Дамбо готовит новый номер в дуэте с прославленной акробаткой Коллет Маршан (Ева Грин). Фильм Тима Бертона едва ли назовешь покадровым повторением мультфильма 1941 года. Мультик о Дамбо ограничивался весьма скромным списком главных героев, и были они животными, а не людьми. Опеку над мультяшным Дамбо, разделенным с матерью, взял мыш в красном фраке – такой же одинокий, как и беспомощный ребенок слонихи. У Бертона мыш в красном фраке появляется лишь в качестве оммажа оригинальному мультфильму, как, собственно, и знаменитые танцующие слоны. Конечно, «Дамбо» версии 1941 года сегодня вызывает не один вопрос. Ведь те же слоновьи танцы привиделись Дамбо и мышу в состоянии алкогольного опьянения, а в хэппи-энд записалась история с бомбардировщиками. В наши дни такое в семейном кино неприемлемо. «Кролик Питер», например, попал в скандал из-за сцены, где не на шутку разошедшиеся крольчата накормили противника ягодой, на которую у последнего сильнейшая аллергия. В этом отношении Бертону удалось избежать острых углов и обойтись без малейшего намека на «белочку» в кадре. И даже больше. Его новый фильм выполнил повестку дня с лихвой. Здесь и феминистская проблематика затронута, и в защиту прав животных выступили, и монополистов укорить не забыли. Правда, проработан каждый пункт словно для галочки, чтобы всем было видно, создатели сего творения держат руку на пульсе времени. Особенно неловкой попытка высказаться на актуальную тему вышла в графе «феминизм». Ева Грин играет женщину, по всей видимости, прошедшую через многое, чтобы добиться признания в цирковой среде. Хотя сказать «играет», в данном случае не совсем соответствует положению вещей. Дело не в том, что актриса не справилась с ролью (Ева как всегда прекрасна, и глаз от нее не отвести), а в том, что играть ей нечего. Коллет вляпывается в слоновьи испражнения, Коллет порхает под куполом цирка в золотом костюме, Коллет порхает под куполом цирка в костюме алом, Коллет грустно вздыхает и намекает, что жизнь ее не сахар… В общем, Ева Грин в красивых нарядах изредка на экране появляется, а печальную судьбу ее героини до встречи с Дамбо можно додумать самим. Что ж, спасибо, что не только Майкл Китон, Дэнни ДеВито и Колин Фаррел в этом фильме решают участь слонов, и коллектив основных действующих лиц не забыли разнообразить, вписав в его ряды женщину.
Дочка Холта и вовсе ходячий лозунг о праве женщин получать образование наравне с мужчинами и работать не только на т.н. «женских должностях». Проблема, вмонтированная в образ Милли, безусловно важная, трудная и отмахиваться от нее нельзя, но сама девочка в «Дамбо» Бертона не тот персонаж, который способен вызвать сочувствие. Во-первых, на ее фоне начинаешь невольно жалеть сынишку Холта (Финли Хоббинс). В отличие от сестры, никаких интересов у этого ребенка, кажется, нет, и непонятно, зачем он в фильме. Бегает никому не нужный за Милли (ей до младшего брата тоже нет дела), служит манекеном в передрягах. В цирке у Бертона даже ушастому слоненку больше внимания уделяется, чем похоронившему маму мальчику. Во-вторых, увлечение Милли наукой Бертон подает через силу и особо не прорабатывает ее конфликт с отцом. Холт только с войны вернулся и узнал, что умерла его любимая женщина. Он травмирован, нуждается в психологической реабилитации, с трудом сводит концы с концами, но «Дамбо» не зацикливается на его скорби и о посттравматическом синдроме тоже предпочитает ничего не знать. Пусть лучше дочка проведет Холту экскурсию по музею и намекнет, что хочет сделать из него киборга. Хорошо, не спорю, киборг в мультфильме про летающего слона – звучит интригующе, но воплощен такой заход гораздо скромнее, чем самая бедная фантазия. Правда, все мы осведомлены о том, что «Дамбо» ‒ очередной проект Диснея, в последнее время взявшего курс на ревизию своих мультфильмов, и понимаем, что это должно накладывать ряд ограничений на режиссера, подарившего миру Эдварда руки-ножницы и сопереживавшего чокнувшемуся от горя парикмахеру. Как ни грустно осознавать, новый фильм Бертона рассчитан все-таки на семейную вылазку в кинотеатр, а не на поклонников его творчества, привыкших к крипоте и милоте в одном флаконе. Разгуляться в кино для малышни режиссеру особо не где, и все же его почерк можно разглядеть: в крушениях одного цирка за другим Бертон на время освобождается от пут детского фильма. К тому же рядом с невнятным «Щелкунчиком» и двойником «Красавицы и чудовища» новая интерпретация «Дамбо» выглядит увереннее и любопытнее. Усталая проходка Бертона по актуальным темам представляет собой рассказ более цельный, чем предыдущие попытки Диснея создать сильных женских персонажей в ремейках своих мультфильмов. Не стоит забывать и про самого Дамбо. CGI-слоненок, ищущий маму, здесь получился очень трогательным безмолвным созданием. Пусть он и стал в фильме Бертона, по сути, персонажем второго плана, ожидающим спасения, как Рапунцель в заточении, такая кроха все равно равнодушным не оставляет.
Елена Громова
|
Рекомендуем |