На пуантах («Большой», реж. Валерий Тодоровский)
Владимир Потоцкий (Александр Домогаров) привез свою юную ученицу Юлю Ольшанскую (Екатерина Самуйлина) из маленького городка поступать в хореографическое училище. И привез довольно поздно, вступительные испытания к их приезду шли полным ходом, правда, встреча в коридоре учебного заведения с Белецкой (Алиса Фрейндлих) меняет дело. Преподаватель и в прошлом прима-балерина переживает, что давно у нее не было выдающихся учеников, и ныне спившийся, но когда-то блистательный танцор уговаривает ее посмотреть на талантливую девчонку: Юлю допускают к экзамену. Будни детей, мечтающих попасть в Большой театр, подростков, готовящихся к взрослой жизни, и тех, кто в Большой все-таки попал, прилагаются в интерпретации кинематографистов. Валерий Тодоровский не стремится выстроить историю Ольшанской и ее окружения в точном хронологическом порядке. О том, откуда именно приехала покорять столицу Ольха, зритель узнает не сразу, не сразу режиссер и сценаристка Анастасия Пальчикова расскажут о семье девушки и о том, как родители относятся к ее переезду в Москву. Фрагменты из прошлого уже повзрослевшей Юли (Маргарита Симонова) вскроются после того, как девочка успеет показать характер. Юля как центральный персонаж фильма далеко не та, кому сопереживаешь, за чьим развитием и становлением в профессии хочется наблюдать. Она, мягко говоря, не положительный герой, сотканный исключительно из гладких шелковых нитей, а потому и не приторно жалкий. Девушка хамит преподавателям, да и хорошей подругой ее не назовешь: проявление человеческой доброты ей неприятны, как болезненна теплая вода для замерших пальцев. Ольха эгоистична и быстро привыкает к покровительству легендарной Белецкой, отстаивающей подопечную перед начальством в лице Унтиловой (Валентина Теличкина). Представление Юли о профессии тот случай, когда человек довольствуется природными данными и не сам выстраивает свою жизнь, а приспосабливается к той ситуации, в которую заброшен, и отчаивается, когда жизнь не соответствует ожиданиям. На большее у Ольшанской, видимо, не хватает сил. Гораздо ближе к статусу положительного персонажа у Тодоровского оказывается Карина Курникова (Анна Исаева в роли взрослой балерины, Анастасия Плотникова сыграла Карину в детстве), закадычная подруга Юли. Для Карины Большой театр – заветная мечта с малых лет. У девушки нет тех проблем (с головой и деньгами), которые время от времени заставляют Ольху совершать нелепые поступки, зато есть обеспеченная семья, мама, вкладывающая всю себя в будущее дочери, и страстное стремление стать балериной. В «Большом» именно Карина ожидаемо правильная, готовая идти на жертвы ради балета. Оскомина от ее правильности и сумрачной красоты не набивается из-за того, что в центре повествования у Тодоровского остается Юля с нелепыми и непонятными выходками. То она опоздает на репетицию выпускного спектакля из-за того, что проспала в объятьях какого-то парня, то уйдет с самого спектакля (видимо, сильно надеется на Белецкую и свой прыжок), недальновидно выбрав вместо призрачно-лучезарного будущего прозаичный способ искупления взлелеянной прошлым вины. С дисциплиной у Ольшанской в фильме Валерия Тодоровского большие проблемы. Ольха совсем не похожа на стойкого солдатика, идущего к цели, забыв о боли. И хоть отношение Юли к учебе настораживает, мы не те, кто может сказать, допустимо ли подобное поведение в стенах хореографического училища без серьезных последствий для ученицы. Плюс в мире кинематографа свои правила, и кино не обязано до малейших подробностей копировать быт. И то, что Ольха, в противовес Карине, концентрируется не столько на балете, сколько на себе, не делает ее, по крайней мере, пресной. В «Большом» нет бросающейся в глаза одержимости балетом и притязаний на то, чтобы показать на экране красоту и легкость танца, за которым стоят титанические усилия. Фильм сосредоточен на человеческих судьбах, необдуманные решения и эмоциональные порывы в нем играют большую роль, чем искусство. Истории своих балерин Тодоровский рисует мягко, без стекла в пуантах, но с юмором, так, что фуэте на спор и подшофе выглядит вполне забавно.
"Большой" в кино с 11 мая.
Елена Громова |
Рекомендуем |