Партнеры Живи добром

Неспящие в космосе («Пассажиры» реж. Мортен Тильдум)


Пассажиры


Когда-то колонисты осваивали земли неизведанных континентов, а в будущем, по крайней мере, как загадывают создатели фильма «Пассажиры», у человечества появится возможность создавать поселения на далеких планетах. Путь к ним по определению будет не близким, благо технологии, по мнению кинематографистов, придут на помощь. В фильме режиссера Мортена Тильдума корабли космических странников оборудованы автопилотом, а сами путешественники погружены в состояние гибернации, своего рода анабиоза, контролируемого специальными аппаратами – капсулами гибернации. Путь с Земли до одной из планет в «Пассажирах» занимает 120 лет, 5000 колонистов, совершающих путешествие на корабле «Авалон», должны выйти из состояния гибернации за четыре месяца до окончания полета, но что-то пошло не так. Джим (Крис Пратт) просыпается через 30 лет после отправки с Земли, через год пробуждается Аврора (Дженнифер Лоуренс), и вернуться обратно в состояние гибернации они уже не могут. Молодые люди вынуждены провести свою жизнь вдвоем на космическом корабле.

Сценарий к «Пассажирам» написал Джон Спэйтс. Его рукопись оказалась в «черном списке», в него попадают самые перспективные высокобюджетные сценарии в Голливуде, что уже привлекает внимание к проекту Спэйтса. Добавим к этому звездный актерский состав: помимо оскароносной Лоуренс и весьма успешного Пратта («Стражи Галактики»), в «Пассажирах» мы увидим Майкла Шина («Сумерки», «В дали от обезумевшей толпы») и Лоренса Фишберна («Матрица», сериал «Ганнибал»). И еще учтем, что на счету Тильдума - «Игра в имитацию», фильм, получивший восемь номинаций на «Оскар» и забравший одну заветную статуэтку в 2015 году.

Если попытаться быть предельно аккуратным, обсуждая «Пассажиров», то главная его проблема окажется и главным его козырем, и наоборот, наличие козыря не всегда ведет к выигрышу. Дело в том, что в фильме, названным Крисом Праттом на московской пресс-конференции «мощным приключенческим кино», оказались бегло прописаны весьма нетривиальные и разношерстные проблемы, разработка каждой из которых по отдельности уже потянула бы на самостоятельный артхаусный проект. А это повышает требования к ленте Тильдума. Повышают их и отсылки к легендарным фильмам, которыми щедро сдобрено кино норвежского режиссера.

Крис Пратт, рассказывая о своей подготовке к работе, признался, что прежде всего ориентировался на «крепкий, прочный, хорошо собранный сценарий», но он также не скрывал того, что создатели фильма искали вдохновение в таких лентах, как «2001 год: Космическая одиссея» (1968) и «Сияние» (1980) Стэнли Кубрика. Цитаты из произведений Кубрика в «Пассажирах» очевидны, при этом параллели с творениями именитого режиссера обязывают и играют как на руку «Пассажирам», так и против них, потому что вызывают невольные сравнения очень разных фильмов. До масштаба гения Кубрика цитирование его работ проект Тильдума, конечно, не выводит, хоть и задает дополнительные смысловые отсылки. Но не стоит забывать о том, что Джон Спэйтс работал над сценарием «Доктора Стрэнджа», и в компании со «Стрэнджем» «Пассажиры» выглядят гораздо органичнее, чем рядом с лентами мастера кинематографа.

В «Пассажирах» вы как минимум найдете очередную интерпретацию робинзонады, одиночество, сводящее с ума и заставляющее решиться на крайние меры, вопросы об оправданности преступления, размышления о бессмертии, ценности собственной жизни и власти над участью другого человека, отзвуки стокгольмского синдрома и антиутопий, социальное неравенство, амбициозные мечты, прикрывающие ощущение собственной несостоятельности, бегство от прошлого, самопожертвование и смирение, произвол крупных корпораций, а в качестве бонуса – фантазии о том, какими могут быть рай и ад на Земле, т.е. на космическом корабле. Немало, правда? Еще в фильме умалчивается о том, что у колонизации есть не только положительные стороны, а о планете, на которую летит «Авалон», известно очень мало. Но это простительно, не в планете дело, главным героям фильма придется коротать свой век не на ней, а на космическом корабле, именно ему и уделяется внимание.

При этом «Пассажиры» буквально скользят от одной заданной проблемы к другой, и скольжение их весьма стремительно и гладко. Ни на одном из затронутых вопросов фильм Тильдума не останавливается надолго, легко переходя от сумасбродств Робинзона в космосе к сложностям во взаимоотношениях не спящей на корабле парочки, и молниеносно превращается из повести о двух одиночествах в космический боевик, в котором один всегда в поле воин. Такие переходы могут показаться слишком поверхностными для того же артхауса, но для голливудского приключенческого кино ситуация может выглядеть и несколько иначе: стремительная легкость передвижения между смысловыми блоками не дает «Пассажирам» потерять лоск блокбастера.

"Пассажиры" стартуют в прокате с 22 декабря.


Пассажиры


Елена Громова



 

Рекомендуем

Иван Дыховичный. Видеть и чувствовать – искусство, данное лишь избранным
Федор Петрович Толстой. История о том, «как в одном русском человеке соединилась вся Академия Художеств»
Волшебство среди нас ("Фантастические твари и где они обитают" реж. Дэвид Йейтс)
Питер Паркер в школе и дома ("Человек-паук: Возвращение домой" реж. Джон Уоттс)
Путеводитель по стране мертвых для всей семьи («Тайна Коко» реж. Ли Анкрич, Эдриан Молина)
Кинофестиваль «BLICK'16. Mузыка в кино»
Советский король джаза - Николай Левиновский
Триумф и трагедия Билли Холидэй
Боги на экране. Театр продолжает искать новые формы
Маленький народ великого разума. Джон Толкин