Партнеры Живи добром

Неспящие в космосе («Пассажиры» реж. Мортен Тильдум)


Пассажиры


Когда-то колонисты осваивали земли неизведанных континентов, а в будущем, по крайней мере, как загадывают создатели фильма «Пассажиры», у человечества появится возможность создавать поселения на далеких планетах. Путь к ним по определению будет не близким, благо технологии, по мнению кинематографистов, придут на помощь. В фильме режиссера Мортена Тильдума корабли космических странников оборудованы автопилотом, а сами путешественники погружены в состояние гибернации, своего рода анабиоза, контролируемого специальными аппаратами – капсулами гибернации. Путь с Земли до одной из планет в «Пассажирах» занимает 120 лет, 5000 колонистов, совершающих путешествие на корабле «Авалон», должны выйти из состояния гибернации за четыре месяца до окончания полета, но что-то пошло не так. Джим (Крис Пратт) просыпается через 30 лет после отправки с Земли, через год пробуждается Аврора (Дженнифер Лоуренс), и вернуться обратно в состояние гибернации они уже не могут. Молодые люди вынуждены провести свою жизнь вдвоем на космическом корабле.

Сценарий к «Пассажирам» написал Джон Спэйтс. Его рукопись оказалась в «черном списке», в него попадают самые перспективные высокобюджетные сценарии в Голливуде, что уже привлекает внимание к проекту Спэйтса. Добавим к этому звездный актерский состав: помимо оскароносной Лоуренс и весьма успешного Пратта («Стражи Галактики»), в «Пассажирах» мы увидим Майкла Шина («Сумерки», «В дали от обезумевшей толпы») и Лоренса Фишберна («Матрица», сериал «Ганнибал»). И еще учтем, что на счету Тильдума - «Игра в имитацию», фильм, получивший восемь номинаций на «Оскар» и забравший одну заветную статуэтку в 2015 году.

Если попытаться быть предельно аккуратным, обсуждая «Пассажиров», то главная его проблема окажется и главным его козырем, и наоборот, наличие козыря не всегда ведет к выигрышу. Дело в том, что в фильме, названным Крисом Праттом на московской пресс-конференции «мощным приключенческим кино», оказались бегло прописаны весьма нетривиальные и разношерстные проблемы, разработка каждой из которых по отдельности уже потянула бы на самостоятельный артхаусный проект. А это повышает требования к ленте Тильдума. Повышают их и отсылки к легендарным фильмам, которыми щедро сдобрено кино норвежского режиссера.

Крис Пратт, рассказывая о своей подготовке к работе, признался, что прежде всего ориентировался на «крепкий, прочный, хорошо собранный сценарий», но он также не скрывал того, что создатели фильма искали вдохновение в таких лентах, как «2001 год: Космическая одиссея» (1968) и «Сияние» (1980) Стэнли Кубрика. Цитаты из произведений Кубрика в «Пассажирах» очевидны, при этом параллели с творениями именитого режиссера обязывают и играют как на руку «Пассажирам», так и против них, потому что вызывают невольные сравнения очень разных фильмов. До масштаба гения Кубрика цитирование его работ проект Тильдума, конечно, не выводит, хоть и задает дополнительные смысловые отсылки. Но не стоит забывать о том, что Джон Спэйтс работал над сценарием «Доктора Стрэнджа», и в компании со «Стрэнджем» «Пассажиры» выглядят гораздо органичнее, чем рядом с лентами мастера кинематографа.

В «Пассажирах» вы как минимум найдете очередную интерпретацию робинзонады, одиночество, сводящее с ума и заставляющее решиться на крайние меры, вопросы об оправданности преступления, размышления о бессмертии, ценности собственной жизни и власти над участью другого человека, отзвуки стокгольмского синдрома и антиутопий, социальное неравенство, амбициозные мечты, прикрывающие ощущение собственной несостоятельности, бегство от прошлого, самопожертвование и смирение, произвол крупных корпораций, а в качестве бонуса – фантазии о том, какими могут быть рай и ад на Земле, т.е. на космическом корабле. Немало, правда? Еще в фильме умалчивается о том, что у колонизации есть не только положительные стороны, а о планете, на которую летит «Авалон», известно очень мало. Но это простительно, не в планете дело, главным героям фильма придется коротать свой век не на ней, а на космическом корабле, именно ему и уделяется внимание.

При этом «Пассажиры» буквально скользят от одной заданной проблемы к другой, и скольжение их весьма стремительно и гладко. Ни на одном из затронутых вопросов фильм Тильдума не останавливается надолго, легко переходя от сумасбродств Робинзона в космосе к сложностям во взаимоотношениях не спящей на корабле парочки, и молниеносно превращается из повести о двух одиночествах в космический боевик, в котором один всегда в поле воин. Такие переходы могут показаться слишком поверхностными для того же артхауса, но для голливудского приключенческого кино ситуация может выглядеть и несколько иначе: стремительная легкость передвижения между смысловыми блоками не дает «Пассажирам» потерять лоск блокбастера.

"Пассажиры" стартуют в прокате с 22 декабря.


Пассажиры


Елена Громова



 

Рекомендуем

ТЕГЕРАНСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР В РОССИИ
Кино. Премьера. "Чистое искусство"
"Уходит все куда-то в тень, когда приходит страсть."
Религия для голодных («Основатель», реж. Джон Ли Хэнкок)
Истина на дне бокала
Дон Кихот российской эстрады. Ян Арлазоров
От Ганнибала до Хичкока. Энтони Хопкинс
10 лучших мюзиклов мира
Б.В. Дуров – инженер, режиссер, настоящий мужчина
Усталость от бега на месте: Россия в фильмах Андрея Звягинцева