Новогодняя шарада – Семён Фарада!
31 декабря – это последний день года, когда мы, вдыхая хвойно-мандариновый аромат, предвкушаем, как в дверь постучится Новый год. Каждая семья пребывает 31 декабря в особом настроении и одновременно в беспокойном ритме суеты, готовясь к праздничному застолью – все мы в этот день кромсаем оливье, лавируем среди нарядной ёлочки и подарков, ожидаем гостей. Но для некоторых этот день – двойной праздник. Например, 31 декабря 1933 года в семье Фердман случилось нечто большее, чем просто ожидание Нового года – у четы военного специалиста и студентки фармацевтического техникума на свет появился сын, будущий актёр комедийного жанра, Семён Фарада. «Однажды 1 апреля мои родители решили пошутить, и через 9 месяцев эта шутка обернулась новогодним подарком. Мне приятно, что мой день рождения празднует вся страна, правда, не догадываясь об этом» — шутил Семен Львович.
Неудивительно, что Семён Фарада стал человеком-праздником, который подарил отечественному кинематографу и блёстки, и фейерверки, и искристые огоньки. Жизнь Семёна Львовича складывалась далеко не по самому предсказуемому сценарию. Он родился в семье мигрантов-евреев в Никольском, в дальнейшем ставшим частью Москвы. Будущий комик рано познал, что значит быть взрослым: его отец скончался, когда Семён был ещё ребёнком. Его мать осталась одна с двумя детьми, и уже тогда стала видна ответственная натура Семёна. Видя, как матери тяжело, он старался быть отличником и не доставлять хлопот, окончил школу с золотой медалью. Казалось, что судьба Семёна уже расписана, и его ждало военное училище, однако, эта дорога оказалась не для него – юноше отказали и не допустили до экзаменов, сославшись на плохую физическую подготовку и повышенное давление. Тогда Семен поступил в Бауманский университет. Впоследствии все удивлялись, когда в графе «образование» видели именно этот вуз, и на протяжении всей жизни Фарада так и не получил актёрского образования, да нуждался ли он в нём? Нет, ведь он не раз доказывал, что быть актёром комедийного жанра стало не только его профессией, но ещё и призванием, которому не нужно было подтверждение в виде корочек. Тяга к актёрской игре была у Семёна с самого детства. Ему пришлось побороться за место под солнцем на этом поприще, ведь сперва жизнь склоняла его к другой судьбе, а учёба в техническом вузе угнетала. Однако, участие в различных театральных постановках университета давало ему надежду и не остужало желание найти себя в этом мире. Во время учёбы актёра призвали служить на флот, где он провел 4 года. И даже в таком месте Фараде выпала возможность проявить свой талант – он возглавил эстрадную труппу Краснознаменного Балтийского флота, спектакли которой пользовались успехом. Итогом сотрудничества стали рекомендательные письма на имя Семёна Львовича. Это были зачатки его карьеры.
Вернувшись со службы, Фарада продолжил учёбу, а затем 7 лет работал по профессии. Но всё это время он продолжал держать ориентир на кино и театр. Переломный момент в его карьере настал довольно поздно, в 40 лет. Первая волна популярности настигла Семёна в начале 70-х, когда он сыграл грустного клоуна Сеню в известной детской телепередаче «АБВГДейка». Фарада недолго участвовал в этой программе, но роль во многом предопределила его призвание: «уметь смешить зрителя». Известность актёр получил не как урождённый Семён Фердман – однажды еврейскую фамилию посчитали неблагозвучной, и его попросили сменить её на что-то «более русское». Семён не захотел размышлять над псевдонимом сам, бросив: «Пусть это останется вашей шарадой». Путём селекции и появилось необычное и звучное «Семён Фарада»! В 1972 году Фарада был приглашён Юрием Любимовым в театр на Таганке, где проработал более тридцати лет, сыграв в таких спектаклях, как «Мастер и Маргарита», «А зори здесь тихие…», «Гамлет». Это место стало судьбоносным для него, ведь именно в Таганском театре состоялось знакомство Семёна с любовью всей его жизни – актрисой Марией Полицеймако. Оба на тот момент не были свободны, однако, химия между ними завязалась скоротечно, и уже после нескольких свиданий Мария стала третьей женой Семёна. У них родился единственный сын Михаил, который наследовал талант родителей. Настоящий звёздный час для актёра настал в 46 лет, когда он сыграл в фильмах «Тот самый Мюнхгаузен» и «Гараж». Он сыграл более чем в ста картинах, самые известные из которых – «Чародеи», «Формула любви», «Будьте моим мужем», «После дождичка в четверг». Сцена, где Семён исполнял песню «Uno Momento» вместе с Александром Абдуловым, стала одной из самых ярких в жизни Фарады.
Большому актёру предлагали маленькие роли… Но Фарада настолько отдавался своему делу, что даже эти минутные эпизодические роли были очень запоминающимися и заставляли зрителя смеяться навзрыд. А вот как прокомментировал вклад артиста в новогоднюю ленту «Чародеи» Леонид Ярмольник: «Пусть на меня никто не обижается, но то, что сделал Семён в этом фильме — лучше самого фильма». Столь высокая оценка справедлива, ведь игра Фарады в роли гостя с юга во многом является яркой импровизацией. Несмотря на то что Семён Львович был известным комедийным артистом, он мечтал о серьёзных драматических ролях. Режиссёры отзывались на это неохотно, считая, что это не его стезя, ведь сыграть смешное сложнее, чем серьезное, а если так, то зачем растрачивать талант комика на нечто более лёгкое? Однако, такая роль в его жизни всё же случилась, и Фарада всегда относился к картине «Попугай, говорящий на идиш» с особым трепетом. Семёна Фараду можно смело назвать одним из самых ярких мастеров эпизодической роли. Актёр шутил, что даже подумывал сменить псевдоним «Фарада» на «Эпизоада». Фильмы с его участием – это своеобразный знак качества, гарантирующий, что при просмотре будет получена порция доброго юмора. К сожалению, в 1988 году здоровье актёра пошатнулось, и он перенёс два инсульта. С длительной болезнью сердца Фарада боролся долго, и кинематограф пришлось оставить. За ним постоянно ухаживали жена и сын. Заслуженный артист страны покинул мир в возрасте 75 лет в 2009 году, но ушёл он не насовсем – те добрые эмоции, которые возникают при появлении Фарады на экране, будут радовать ещё не одно поколение.
Вера Курило
|
Рекомендуем |