Партнеры Живи добром

Новый завет господина Жако Ван Дормеля


Жако Ван Дормель из тех режиссёров, которые делают каждый фильм как первый и последний. Получив при рождении травму, после которой ему удалось выжить, бельгийский режиссёр, принимает жизнь как дар и ставит в своих работах не тривиальные центральные темы – счастье и несчастье, переплетение судеб, понятие времени, справедливости или её отсутствие. По личным причинам, особенное внимание в фильмах обращено к изображению людей с физическими и психическими особенностями. Во всех его фильмах принимает участие актёр с синдромом Дауна Паскаль Дюкенн.

Работая клоуном и режиссёром-постановщиком в детском театре, Ван Дормель интересовался и кинематографом. Чтобы получить профессиональное образование, он поступил в Национальный институт сценических искусств и техник массовой коммуникации  и в Национальную высшую школу Луи Люмьера. 80-е гг. стали периодом создания его короткометражных работ. Первая же – «Maedeli-La-Breche» получила от Академии кинематографических искусств и наук главный приз за лучший зарубежный студенческий фильм, а завершила  «кинопятилетку» работа «È pericoloso sporgersi » – главная премия международного фестиваля короткометражного кино в Клермон-Ферране.


"Тото герой"


С полнометражным фильмом, режиссёр дебютировал в 1991 г. Драма «Тото-герой» задала темы о важности принимаемых решений, справедливости, судьбе и смирении. По сюжету, при эвакуации из роддома, мать, не уверенная кто из младенцев её ребёнок, успевает спасти того, кто закричал при её появлении. Ребёнок вырастает и рассказывает о том, что помнит о пожаре и уверен – его перепутали с соседским сыном. Эта ошибка стала причиной его неудач, неосуществлённой мечты. Исправить её уже нельзя, но и смириться невозможно. За режиссёрский дебют, режиссёр получил «Золотую камеру» на Каннском кинофестивале, премию Сезар за лучший зарубежный фильм и номинацию БАФТА.

Ван Дормель стал одним из тех сорока режиссёров, кому посчастливилось стать частью коллективного проекта «Люмьер и компания». Режиссёры на ту самую камеру первооткрывателей кино, которая запечатлела «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», сняли 50- ти секундные ролики – таков был хронометраж первых фильмов братьев Люмьер. Бельгийский режиссёр посвятил это время поцелую, а роль влюблённого героя исполнил Паскаль Дюкенн.


"День восьмой"


Второй полнометражный фильм «День восьмой», снова обращается к темам судьбы, неслучайных случайностей, но уже с привязкой к внутренней душевной организации человека. Волей судьбы, жизнь сводит клерка реалиста, переживающего обычные жизненные трудности с фантастом – беглецом из клиники для душевнобольных. И эта встреча конечно же меняет жизнь обоих. Фильм получил номинации на премии Золотой Глобус, Сезар, а в Каннах исполнители главных ролей Паскаль Дюкенн и Даниэль Отой стали лучшими актёрами.


"Господин Никто"


После более чем десятилетней подготовки, Жако Ван Дормель снял свой самый известный фильм «Господин Никто», который уже по традиции, как и предыдущие работы режиссёра, не остался без наград и получил приз на Венецианском кинофестивале. Перешагнув за столетний жизненный рубеж, последний из смертных людей на Земле  - Немо (в исполнении неузнаваемого даже при ближайшем рассмотрении Джареда Лето), рассказывает о своей жизни, как о параллельных вариантах, которые зависят от сделанного выбора – из его бесконечного множества. Выбор возможен, пока он не сделан, нет правильных или неправильных решений, как и причин совершаемого нами. Какую силу имеет сказанное, есть ли последствия у молчания, а что, если бы я совершил не тот поступок? Даже в работе над фильмом, режиссёр доверился случаю – записывал эпизоды на карточках и перемешивал, в результате чего появлялась финальная версия сценария. Именно тема выбора, становится центральным экзистенциальным айсбергом фильма, подводная часть которого конечно намного больше верхушки.


"Новейший завет"


Не создающий наспех фильмов режиссёр, в 2015 году снимает фильм-аллегорию «Новейший завет» и говорит о том, что Бог рядом, он в каждом, а каждый из нас – сам себе апостол.  С иронией, но не высмеивая, добавляя в догмы сказку, Ван Дормель вручает во владения Божьи Брюссель, жители которого испытывают пределы им дозволенного и ищут ответы на сакральные вопросы.

Бельгийский режиссёр снимает редко, но каждая его кинокартина удостаивается наград. Работы Ван Дормеля с завидной частотой пересматривают зрители, а каждый новый фильм – это событие, которое, как правило, оправдывает ожидание.


Лидия Суслова



 

Рекомендуем

Легендарная японская пианистка Кейко Мацуи
“Black boy” Ричард Натаниэль Райт
Миф о брошенной женщине («Человеческий голос», реж. Педро Альмодовар)
«Титаник». Всё, что осталось за кадром
Булат Окуджава: олицетворение эпохи
Люблю тебя, Василия Стасова творение!
Его иллюстрации складывались в самостоятельную песнь. Евгений Лансере
Премьера оперы Джоаккино Россини "Турок в Италии"
Приветы из Епифани
Выставка «Красавец мужчина»: русские модники и их украшения