Партнеры Живи добром

О, счастливчик, Лелуш!


Известный французский кинорежиссер Клод Лелуш несмотря на возраст остается юным авантюристом, любвеобильным романтиком и похитителем женских сердец. В его кинематографическом арсенале статуэтки Каннского фестиваля, недосягаемого Оскара и других кинопремий. За свою жизнь Лелуш был женат четырежды. И четырежды разведен. У него семеро детей и множество внуков. 30 октября Клоду Лелушу исполняется 78 лет. Он заявляет, что жить надо сегодняшним днем и обязательно двигаться вперед.

Клод Лилуш

Детство маленького Клода пришлось на годы Второй мировой войны. Он родился в Париже в 1937 году. Отец, Симон Лелуш, еврей из Алжира, мама француженка Шарлотта, католичка, отказавшаяся ради мужа от своей веры в пользу иудаизма. В начале войны семья Лелуш была вынуждена покинуть Париж. Но через некоторое время мама Клода поставила мужа перед фактом ее отъезда в Ниццу, заявив, что это по-прежнему безопасно. Не обращая внимания на разумные доводы, категорический протест супруга и приближающиеся немецкие войска к территории Франции, она купила билет для себя и любознательного Клода. Погостив некоторое время у родной сестры и навестив всех родственников в Ницце, Шарлотта с сыном собрались выезжать обратно в Алжир. К этому моменту территорию оккупировали немецкие войска и выезд не только из страны или города, но возможность добраться даже до вокзала, были весьма осложнены из-за еврейского происхождения в том числе. Пока Шарлотта Лелуш искала способы вернуться с сыном в Алжир, она оставляла Клода в кинотеатре, где он проводил время под присмотром билетерш. Просматривая один фильм за другим, он постепенно влюблялся в мир кино. Так несчастье помогло определить всю дальнейшую жизнь Клода. Тем временем, ради спасения семьи, Симон Лелуш, записался в действующую французскую армию, которая вместе с американскими войсками, вошла во Францию с освободительной целью. В Марселе произошло триумфальное воссоединение семьи.

Клод Лелуш никогда не отличался хорошими оценками и поведением в школе: он бесконечно прогуливал, переходил из одного учебного заведения в другое и думал только о кино. Отец поставил ультиматум: или хорошие выпускные отметки, или новенькая камера и полное отсутствие материальной поддержки. Конечно, Клод совсем не приложил усилий, тем самым приблизившись к своей мечте – снимать кино.

1лод Лилуш

Первые работы Клода Лелуша – это множественные корометражки. Он снимал различные ролики, которые не принимал ни один телеканал, но надежды не терял. Денег катастрофически не хватало, Лелуш утопал в долгах. Один из телевизионных каналов Канады предлагал снять сенсационный репортаж за 10000 долларов о закрытой за «железным занавесом» стране – СССР; юный энтузиаст, как только ему выдали визу, прихватил друга Пьера Кафьяна и незамедлительно вылетел в «неведомую» страну. Чтобы не лишиться на границе камеры, Лелуш предусмотрительно разобрал ее на части, разложив по отдельности, и собрал уже в номере гостиницы. На протяжении нескольких недель Лелуш снимал, скрывая камеру под пальто: улицы, достопримечательности Москвы и главное – Мавзолей. Счастливый случай помог ему оказаться на киностудии «Мосфильм», где проходила работа над фильмом «Летят журавли». Лелуш успел заснять съемочный процесс, кадры которого вошли в его собственный сюжет. Знакомство с советским режиссером Михаилом Калатозовым только подогрело интерес к этой профессии. «Тогда я решил, что буду не оператором кинохроники, а кинорежиссером», - говорит Лелуш. Вернувшись на родину, он в восхищении от фильма «Летят журавли» звонит генеральному директору Каннского кинофестиваля, с которым даже не знаком, и настаивает на просмотре советской ленты. Фильм отберут для показа, и в 1958 году он получит Золотую пальмовую ветвь. «Советская» корометражка Лелуша под названием «Когда занавес поднимается» получает премию в Канаде и награду в 10000 долларов. На эти деньги он создал 13 марта 1960 года кинофирму «Фильмы 13» и без промедлений снял корометражный фильм «Человеческая сущность». Картина оказалась провальной во всех смыслах. Французское издание о кино «Les Cahiers du cinéma» напечатало свой однозначный приговор: «Клод Лелуш… Хорошенько запомните это имя. Больше вы не услышите его никогда». Критика в адрес режиссера часто была нестерпимо жестока, но заставляла не останавливаться и наращивать свой профессионализм.

На вершину признания и успеха Лелушу помог взобраться кинофильм «Мужчина и женщина», при создании которого он выступил сценаристом, режиссером и оператором. Сюжет возник в его голове спонтанно, как будто его продиктовали неведомые силы свыше. Он придумывал, записывал и не мог остановиться. При знакомстве с идеей Лелуша, продюсеры готовы были драться за право обладание картиной. Фильм «Мужчина и женщина» вышел в 1966 году и был удостоен Золотой пальмовой ветви и нескольких «Оскаров».

Сюжетом к фильму «Жить, чтобы жить» Лелушу послужила личная ситуация. А точнее «любовный квадрат», в углах которого находились он и три разные женщины: гражданская жена Жанин Маньян, беременная Кристин Маньян, неожиданная влюбленность в Анни Жирардо. Фильм с успехом прошел в прокате.

Клод Лилуш

Всего в фильмографии Клода Лелуша насчитывается порядка 50 кинокартин документального и художественного характера. Он является не только режиссером своих работ, но также пишет сценарии, проделывает операторскую работу, является продюсером.

Клод Лелуш неутомимый трудоголик и явный фанат своего дела. Он весьма философски относится к жизни; говорит, что счастлив от того, что просыпается, здоров, может любить и работать. Его источником вдохновения всегда были женщины, а творчество завязано на любви.


Яна Чернявская




 

Рекомендуем

Выставка «Искусство силуэта «Театр теней» К. Севастьянова»
Кендзо Танге: гуру высокой архитектуры
Н. П. Ламанова: модельер, которому верил Станиславский
Великолепный. Неисправимый. Профессионал. Жан Поль Бельмондо
Haute Couture от 4-х модных столиц. Самое дорогое на сезон весна-лето 2018
Этель Лилиан Войнич: в погоне за революцией
РОСФОТО
«400 ударов» как переломный момент в развитии киноискусства
ART в шоке. Как изменилось искусство за последние 100 лет
Джордж Байрон: «Нет места мне на жизненных пирах»