Она идет в бой ("Мулан", реж. Ники Каро)
Мулан (Лю Ифэй) забрала меч отца, облачилась в его доспехи и вместо него убежала защищать родину от очередного нашествия жестоких кочевников. Если в армии узнают, что Мулан – девушка, а не мужчина, семью ждет позор. Так вкратце можно передать фабулу известного диснеевского мультипликационного фильма 1998 года и игровой ленты, которая выходит в российский прокат в сентябре 2020. Оба проекта основаны на китайской легенде. Диснеевская мультипликационная интерпретация в Китае была встречена прохладно, в адрес картины сыпались упреки в том, что ее создатели как минимум не разобрались в традициях страны. Новый продукт учитывает ряд замечаний, прозвучавших в сторону мультфильма. Например, на экране не появится Мушу, вызвавший особое негодование, ведь для китайцев дракон – величественное создание, а не мелкий юморной зверек, как «помощник» Мулан. Однако отсутствие Мушу далеко не единственное отличие игрового фильма от мультипликационного. Студия лукаво проговаривает: историй о Мулан может быть много, со зрителем поделятся лишь одной из них. Вынуждены признать: повесть о китайской воительнице 2020 мало похожа на ту, что нам рассказывали в детстве. И дело не в том, что в игровом фильме появились новые персонажи и не все знакомые герои пробились в кино, а в концептуальной проработке и другом настроении. «Мулан» 1998 года – музыкальный мультфильм с достаточно сильной комедийной составляющей. Сверчок, приносящий удачу, солдаты, советник императора и, конечно же, Мушу – все они были прописаны с юмором и не стеснялись перетягивать зрительское внимание с главной героини на себя. Вознамерившийся вернуть пост и расположение предков озорной дракончик – едва ли не самый запоминающийся персонаж мультфильма о, казалось бы, рискующей всем девушке. «Мулан» наших дней – кино принципиально иного толка, и места для юмора в нем осталось ощутимо меньше, как и для музыки, которая чаще просто по-голливудски воодушевляюще звучит за кадром и не претендует на одну из главных ролей. Фильм 2020 года не допускает того, чтобы жизнь женщины в патриархальном мире превратилась в историю о деве в беде, теряющейся на фоне более ярких героев. Мулан отныне самостоятельнее и не пытается разобраться в том, «кто эта девушка». Она прекрасно осознает свою силу (почти супергеройскую) и то, на что способна. Проблема не в Мулан, обманом пересекшей границу между мирами мужчин и женщин, а в том одном, общем для всех мире, где женщине добиться признания и получить должность, которой она достойна в силу способностей и навыков, тяжелее, чем мужчине. Фильм гораздо четче артикулирует эту мысль, чем мультфильм.
«Мулан» 2020 пытается говорить о месте женщины в политике, о ее праве не только распоряжаться своим телом и своими доходами, но и на равных с мужчинами решать вопросы вооруженных столкновений, охраны государственных границ. Этой темы касается и другой недавний проект – основанный на реальных событиях сериал «Миссис Америка», где Кейт Бланшетт играет Филлис Шлэфли, в 1970 гг. возглавившую консервативное движение против поправки о равных правах для женщин и мужчин. Несмотря на то, что Шлэфли выступала против феминисток, фактически она столкнулась с проблемами, с которыми те боролись. Героиня Бланшетт мечтала о политической карьере, и ее интерес был сконцентрирован на внешней политике США. Занять желаемую должность Шлэфли мешала гендерная дискриминация. Стоит признать, упоминание сериала «Миссис Америка» в тексте, посвященном «Мулан», – незаслуженный комплимент для фильма. Пусть новый диснеевский проект и затрагивает важные проблемы, и даже режиссерское кресло воротилы киноиндустрии отдали женщине – Ники Каро, но на одной лишь фем-повестке кино не держится. Безусловно, в картине есть и очень трогательные, и очень забавные, деликатно и ловко сделанные эпизоды. Но фильм многое теряет, потому что трансформация мышления практически всех ключевых персонажей показана поверхностно и неубедительно, а противопоставления лишены тонкости и сделаны совсем уж в лоб.
Елена Громова
|
Рекомендуем |