Партнеры Живи добром

Поезд длиной в жизнь. «Насквозь» Ольги Привольновой на кинофестивале BEAT


В четверг 1 июня в премьерном зале кинотеатра «Октябрь» открылась программа национального конкурса VIII фестиваля BEAT. Началась она с фильма Ольги Привольновой «Насквозь», который представила сама создательница. «Я рада побыть вместе с вами. Просто побыть вместе, потому что кто-то примет,  а кто-то не примет картину, но у меня в оправдание одно слово: что для меня это было на тот момент очень честно». Упомянув о своем зрительском опыте, Ольга добавила: «Объединяетесь вы за счет режиссера, который что-то делает честно, и герои его честные».

С экрана звучат позывные РЖД, и мы отправляемся в кинопутешествие. Бит этого фильма – стук колес и биение жизни. Сюжет прост. Студенты школы-студии МХАТ (мастерская Дмитрия Брусникина) выполняют первое задание в их актерской жизни: за время путешествия в поезде «Москва-Владивосток» они должны общаться со случайными попутчиками, выпытывать у них радость и горечь их жизни, а потом на основе их историй придумать и сыграть спектакль.


НАсквозь Ольга Привольнова


У режиссера Ольги Привольновой, как справедливо заметил один из ее документальных героев, тоже свое задание. Она наблюдает за студентами и их попутчиками через камеру, фиксирует на пленке все – от рабочих встреч с руководством и трогательных разговоров с пассажирами до вечерних посиделок студенческой толпой. Возникает одновременно и чувство обыденного, чувство сопричастности (кому не приходилось перекинуться словом с попутчиками), а в то же время ощущаешь себя свидетелем некоего таинства – того, как именно весь мир становится театром. Собеседниками студентов становятся бывший заключенный, пожилая семейная пара, маленькая девочка, рабочий-вахотовик, даже машинист поезда, и многие другие. На станциях они встречаются и с маргинальными гражданами, которые по-своему видят искусство.

«Олег Николаевич Ефремов был хорошим человеком. Как он за руль держался-то!» – делится впечатлениями прохожий, неожиданно внимательной к данной части биографии актера.

Задание вызывает у студентов неоднозначные эмоции. Кому-то дается легко и просто, а кто-то видит в нем эгоизм (работу исключительно на себя) и чувствует себя неуютно. Студентки искренне плачут от чужого горя, а иногда даже меняются ролями со своими подопытными: одна из девушек рассказывает маленькой девочке про свое житье-бытье, чтобы лучше наладить контакт. Эксперимент не всегда безобиден: на разговор о разведенных родителях девочка реагирует слезами. Их вызвала работа актрисы, но пока что не ее игра на сцене.


Насквозь Ольга Привольнова


Но за исследованием чужих жизней сквозят собственные истории студентов – те, что составляют их прошлое, их характер, и те, что происходят прямо перед камерой, не всегда видимые напрямую, но заметные. Вернее, хорошо и ясно показанные режиссером (Ольга Привольнова выступает и в качестве оператора). Смело, но в то же время аккуратно, использован крупный план, который позволяет передать в деталях не только внешность, но и эмоции героев. Мы видим их скептическое отношение к заданию, к съемкам Ольги Привольновой, слышим немного снобистские рассуждения в начале фильма и, конечно, видим, как герои меняются.

Среди них, кстати, и Василий Буткевич, уже известный зрителю сотрудничеством с Михаилом Местецким в «Тряпичном союзе» и «Хорошем мальчике», а также Петр Скворцов, в прошлом году сыгравший в фильме Кирилла Серебренникова «Ученик».

Не менее интересны и случайные персонажи фильма. Инвалид, по его собственному утверждению, «Интересный мужик и странный», бродяга – тот самый, который интересовался Олегом Ефремовым, и работник поезда, чья фигура в итоге стала лейтмотивом. Последнего Ольга снимает сама – не из-за того, что к нему пристают с расспросами студенты, а, видимо, потому, что ей самой интересен этот персонаж, носитель своей нехитрой философии.

В качестве звукового сопровождения, черпая вдохновение из момента,  Привльнова выбирает стук колес и варганную* импровизацию юного «брусникинца». Завершает фильм звук шагов, окончательно закрепляющий простую истину – «Это путь».

*варган – самозвучащий язычковый музыкальный инструмент небольшого размера


Яна Ларина



 

Рекомендуем

Итоги XIV Московского международного театрального фестиваля «Твой шанс»
Выставка «Солдаты Отечества»
Музы и кутюрье: высокая мода как результат сотрудничества
Эмма Уотсон. Хрустальные туфельки уже малы
Занимательная археология Стивена Спилберга
Что? Где? Когда? Культурные события мая
«Патрики бегут»
Неоновая пытка («Вечный свет», реж. Гаспар Ноэ)
Открытие выставки «Многообразие линии»
Марлен Дитрих: «Истинная женщина не волнуется — волнует»