Партнеры Живи добром

Поезд длиной в жизнь. «Насквозь» Ольги Привольновой на кинофестивале BEAT


В четверг 1 июня в премьерном зале кинотеатра «Октябрь» открылась программа национального конкурса VIII фестиваля BEAT. Началась она с фильма Ольги Привольновой «Насквозь», который представила сама создательница. «Я рада побыть вместе с вами. Просто побыть вместе, потому что кто-то примет,  а кто-то не примет картину, но у меня в оправдание одно слово: что для меня это было на тот момент очень честно». Упомянув о своем зрительском опыте, Ольга добавила: «Объединяетесь вы за счет режиссера, который что-то делает честно, и герои его честные».

С экрана звучат позывные РЖД, и мы отправляемся в кинопутешествие. Бит этого фильма – стук колес и биение жизни. Сюжет прост. Студенты школы-студии МХАТ (мастерская Дмитрия Брусникина) выполняют первое задание в их актерской жизни: за время путешествия в поезде «Москва-Владивосток» они должны общаться со случайными попутчиками, выпытывать у них радость и горечь их жизни, а потом на основе их историй придумать и сыграть спектакль.


НАсквозь Ольга Привольнова


У режиссера Ольги Привольновой, как справедливо заметил один из ее документальных героев, тоже свое задание. Она наблюдает за студентами и их попутчиками через камеру, фиксирует на пленке все – от рабочих встреч с руководством и трогательных разговоров с пассажирами до вечерних посиделок студенческой толпой. Возникает одновременно и чувство обыденного, чувство сопричастности (кому не приходилось перекинуться словом с попутчиками), а в то же время ощущаешь себя свидетелем некоего таинства – того, как именно весь мир становится театром. Собеседниками студентов становятся бывший заключенный, пожилая семейная пара, маленькая девочка, рабочий-вахотовик, даже машинист поезда, и многие другие. На станциях они встречаются и с маргинальными гражданами, которые по-своему видят искусство.

«Олег Николаевич Ефремов был хорошим человеком. Как он за руль держался-то!» – делится впечатлениями прохожий, неожиданно внимательной к данной части биографии актера.

Задание вызывает у студентов неоднозначные эмоции. Кому-то дается легко и просто, а кто-то видит в нем эгоизм (работу исключительно на себя) и чувствует себя неуютно. Студентки искренне плачут от чужого горя, а иногда даже меняются ролями со своими подопытными: одна из девушек рассказывает маленькой девочке про свое житье-бытье, чтобы лучше наладить контакт. Эксперимент не всегда безобиден: на разговор о разведенных родителях девочка реагирует слезами. Их вызвала работа актрисы, но пока что не ее игра на сцене.


Насквозь Ольга Привольнова


Но за исследованием чужих жизней сквозят собственные истории студентов – те, что составляют их прошлое, их характер, и те, что происходят прямо перед камерой, не всегда видимые напрямую, но заметные. Вернее, хорошо и ясно показанные режиссером (Ольга Привольнова выступает и в качестве оператора). Смело, но в то же время аккуратно, использован крупный план, который позволяет передать в деталях не только внешность, но и эмоции героев. Мы видим их скептическое отношение к заданию, к съемкам Ольги Привольновой, слышим немного снобистские рассуждения в начале фильма и, конечно, видим, как герои меняются.

Среди них, кстати, и Василий Буткевич, уже известный зрителю сотрудничеством с Михаилом Местецким в «Тряпичном союзе» и «Хорошем мальчике», а также Петр Скворцов, в прошлом году сыгравший в фильме Кирилла Серебренникова «Ученик».

Не менее интересны и случайные персонажи фильма. Инвалид, по его собственному утверждению, «Интересный мужик и странный», бродяга – тот самый, который интересовался Олегом Ефремовым, и работник поезда, чья фигура в итоге стала лейтмотивом. Последнего Ольга снимает сама – не из-за того, что к нему пристают с расспросами студенты, а, видимо, потому, что ей самой интересен этот персонаж, носитель своей нехитрой философии.

В качестве звукового сопровождения, черпая вдохновение из момента,  Привльнова выбирает стук колес и варганную* импровизацию юного «брусникинца». Завершает фильм звук шагов, окончательно закрепляющий простую истину – «Это путь».

*варган – самозвучащий язычковый музыкальный инструмент небольшого размера


Яна Ларина



 

Рекомендуем

Густав Климт: Когда я заканчиваю картину, у меня нет желания терять целые месяцы, чтобы оправдать её перед людьми
Оперные кутюрье
Премьера. "Полный расколбас" от Сета Рогена и его друзей
Пабло Пикассо. Другой взгляд в мире искусства
Техники развития памяти
Книга недели. Ричард Фейнман «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман»
Фильм недели. «Последняя сказка Риты»
36 Международный студенческий фестиваль ВГИК. Итоги
Николай Васильевич и духи ("Гоголь. Начало" реж. Егор Баранов)
КоммерсантЪ. «В стране не хватало порядка – газета его создавала»