Партнеры Живи добром

Помни имя свое ("Лев" реж. Гарт Дэвис)


"Лев"


"Основано на реальных событиях". Данная фраза манящим правдоподобием заставляет зрителя выделять такую киноисторию из тысячи других. Массовый зритель давно перестал смотреть документальные ленты - ему гораздо интереснее узнать о чем-то реальном через драматургическую призму игрового кино. Порой от реальных прототипов в фильме остаётся лишь имя, реже что-то правдивое раскрывается в истории, которую сценаристы в основном пытаются приукрасить выдуманными бантиками, дабы не заскучал объект влияния - зритель. Часто многие разочаровываются, когда после просмотра байопика пытаются узнать больше о герое, над жизнью которого в течение фильма было пролито немало слез. Среди неопровержимых фактов меньше героизма, романтики и интригующих перипетий.

Представленные основные риски, на которые идёт каждый человек, покупая билет на очередное "реальное событие", вовсе не обычный компромисс создателей для большей романтизации истории - в этом скрывается хоть и неосознанная, но все же попытка ее переписи. Номинант на Оскар за лучший фильм 2016 года (+ ещё 5 номинаций), "Лев", так же претендует на неопровержимую реальность показываемых событий. И это абсолютная правда.

История о пропавшем в Индии мальчике Сару всего лишь одна из восьмидесяти тысяч (!!!). Именно столько детей ежегодно теряется в Индии. Без следа. Почему сегодня именно эта история может быть увидена миллионами людей по всему миру? Потому что Сару повезло: ему удалось выжить в чужом регионе страны, попасть в приют и там чудом стать приемным сыном для одной супружеской четы из Австралии. Его история наполнена чередой невероятных везений (если это вообще можно так назвать в контексте абсолютной потери дома и родных). Его история полна стремлением вновь вернуться к домашнему очагу.

Первая часть фильма, когда подробно показывается история скитаний маленького мальчика в неизвестном ему урбанистическом мире, захватывает сразу же и не отпускает до конца. Ужасающие до мурашек события отсылают нас к одному из самых знаменитых фильмов про Индию, "Миллионер из трущоб". Однако несмотря на схожую операторскую стилистику, заключающуюся в использовании ручной камеры для большего реализма, "Лев" уступает в некой натуралистичной жестокости своему знаменитому собрату. Цель создателей была не изучить мир за гранью социальной стабильности, а лишь наметить и показать капканы, которые там расставлены. Задача фильма была более локальной: изучить психологию человека, оказавшегося выброшенным не по своей воли за тысячи километров от дома без возможности возвращения. Задача понять, есть ли ещё в мире чувство сострадания в людях, которое толкает к взаимовыручке. Задача объяснить, что несмотря на глобализацию, вечную интеграцию культур и объединение традиций, человека всегда будет тянуть туда, где он вырос. Это неизбежно.

Мир фильма разделен на два четких региона: территория детства, наполненного колоритом жизни людей, находящихся за чертой бедности, и территория взрослого мужчины среднего класса, позволяющего себе жить, как ему хочется. Обе половины равны: и в детстве и после Сару был любим. В Индии его оберегали брат, сестра и мать, в Австралии - замечательные приемные родители. Именно равновесие между этими мирами и вызывает конфликт внутри героя. Когда он решается на поиски своего родного дома, его не отпускает вина перед приемными родителями, особенно матерью, так как он обязан им заботой и теми возможностями, которые они ему предоставили.

К сожалению, именно период "внутреннего конфликта" уже повзрослевшего Сару заставил порой посматривать на часы. Неоправданно затянутый процесс душевных метаний. По началу игра Дева Пателя (Сару) и РуниМара (его возлюбленная) интересовала, однако, лишь в своём зачатке. Хотелось развития, а его не было. Были лишь бесконечные муки главного героя, с натужным взглядом рассматривающего Гугл Карты в надежде найти ту самую железнодорожную станцию, на которой он потерялся. Положение не спасла даже Николь Кидман (приемная мать Сару), экранное время которой заняло от силы минут десять, что удивляет в контексте ее номинации на Оскар. Монотонные панорамные кадры гостиной главного героя и его вечерних прогулок по пляжу в сравнении с предыдущими кадрами бесконечных погонь по мостам и шпалам утомляют, вызывая зевоту. К сожалению, намерение приостановить течение истории привело к дисбалансу темпоритма фильма.

Однако герой все же решается на поиски. Он готов закрыть Гугл Карты и сесть на ближайший самолёт до Индии.

После такого волевого акта история вновь начинает оживать, дыша все сильнее и громче. Зритель вновь возвращается к полюбившимся индийским ландшафтам, вспоминая душевный трепет, который волновал сердце где-то полчаса назад. Концовка смогла реанимировать полное провисание в середине. Драматургический дефибриллятор заработал и вывел историю к ее логическому окончанию.

"Лев" - волнующее путешествие из Индии в Австралию и обратно, которое захватывает с собой и зрителя. Невозможно не сопереживать маленькому Сару в исполнении Санни Павар. Его имя должно прозвучать, так как мальчик преисполнен невероятным обаянием, из-за которого история в большей степени, так сказать, и выстрелила. Трогательна история главного героя и его родного брата. Данный подсюжет настольно искренен и до ужаса реалистичен, что он затмевает другие подсюжеты истории, особенно, взаимоотношения героев Пателя и Мара. Финальная прогулка главного героя со своим родным братом достойна стать хрестоматийной в истории кинематографа, настолько она прекрасно подведена режиссурой и снята оператором.

Картина "Лев" оправдывает номинацию на лучший фильм (некоторые из других пяти под большим вопросом), однако, вряд ли получит золотую статуэтку в этом месяце. В большой степени из-за потерянной середины. Это все же большой минус. Однако фильм посмотреть стоит. Он не пытается переписать историю. Напротив! "Лев" пытается ее возродить, пытается заставить людей задуматься о ком-то кроме себя. Кто знает, может, однажды, услышав чей-то плач в толпе, мы вспомним про этот фильм и в нас проснётся нечто глубинно человеческое. И мы поможем кому-то. Ведь для кого-то "Лев" не фильм, основанный на реальных событиях. Это событие. Их собственной жизни.

В российский прокат картина "Лев" выходит 16 февраля.


"Лев"


Илья Михеев



 

Рекомендуем

Джордж Баланчин. Видеть музыку, слышать танец
В гостях у графа. П.П.Шереметев: " Моя семья всегда развивала и ценила культуру"
Выставка «Отечественная индустрия гостеприимства»
Барбара Стэнвик. Танец на удачу
Конвейер дал сбой («Черная вдова», реж. Кейт Шортланд)
Василь Быков. Апостол свободы
Анна Ахматова: «Бессмертные души»
Жизнь в роковом цвете. Спектакль «Русский рок» в Центре им. Вс. Мейерхольда
Что? Где? Когда? Главные развлечения недели
Анатолий Папанов. Комик или не комик, вот в чем вопрос…