Помни имя свое ("Лев" реж. Гарт Дэвис)
"Основано на реальных событиях". Данная фраза манящим правдоподобием заставляет зрителя выделять такую киноисторию из тысячи других. Массовый зритель давно перестал смотреть документальные ленты - ему гораздо интереснее узнать о чем-то реальном через драматургическую призму игрового кино. Порой от реальных прототипов в фильме остаётся лишь имя, реже что-то правдивое раскрывается в истории, которую сценаристы в основном пытаются приукрасить выдуманными бантиками, дабы не заскучал объект влияния - зритель. Часто многие разочаровываются, когда после просмотра байопика пытаются узнать больше о герое, над жизнью которого в течение фильма было пролито немало слез. Среди неопровержимых фактов меньше героизма, романтики и интригующих перипетий. Представленные основные риски, на которые идёт каждый человек, покупая билет на очередное "реальное событие", вовсе не обычный компромисс создателей для большей романтизации истории - в этом скрывается хоть и неосознанная, но все же попытка ее переписи. Номинант на Оскар за лучший фильм 2016 года (+ ещё 5 номинаций), "Лев", так же претендует на неопровержимую реальность показываемых событий. И это абсолютная правда. История о пропавшем в Индии мальчике Сару всего лишь одна из восьмидесяти тысяч (!!!). Именно столько детей ежегодно теряется в Индии. Без следа. Почему сегодня именно эта история может быть увидена миллионами людей по всему миру? Потому что Сару повезло: ему удалось выжить в чужом регионе страны, попасть в приют и там чудом стать приемным сыном для одной супружеской четы из Австралии. Его история наполнена чередой невероятных везений (если это вообще можно так назвать в контексте абсолютной потери дома и родных). Его история полна стремлением вновь вернуться к домашнему очагу. Первая часть фильма, когда подробно показывается история скитаний маленького мальчика в неизвестном ему урбанистическом мире, захватывает сразу же и не отпускает до конца. Ужасающие до мурашек события отсылают нас к одному из самых знаменитых фильмов про Индию, "Миллионер из трущоб". Однако несмотря на схожую операторскую стилистику, заключающуюся в использовании ручной камеры для большего реализма, "Лев" уступает в некой натуралистичной жестокости своему знаменитому собрату. Цель создателей была не изучить мир за гранью социальной стабильности, а лишь наметить и показать капканы, которые там расставлены. Задача фильма была более локальной: изучить психологию человека, оказавшегося выброшенным не по своей воли за тысячи километров от дома без возможности возвращения. Задача понять, есть ли ещё в мире чувство сострадания в людях, которое толкает к взаимовыручке. Задача объяснить, что несмотря на глобализацию, вечную интеграцию культур и объединение традиций, человека всегда будет тянуть туда, где он вырос. Это неизбежно. Мир фильма разделен на два четких региона: территория детства, наполненного колоритом жизни людей, находящихся за чертой бедности, и территория взрослого мужчины среднего класса, позволяющего себе жить, как ему хочется. Обе половины равны: и в детстве и после Сару был любим. В Индии его оберегали брат, сестра и мать, в Австралии - замечательные приемные родители. Именно равновесие между этими мирами и вызывает конфликт внутри героя. Когда он решается на поиски своего родного дома, его не отпускает вина перед приемными родителями, особенно матерью, так как он обязан им заботой и теми возможностями, которые они ему предоставили. К сожалению, именно период "внутреннего конфликта" уже повзрослевшего Сару заставил порой посматривать на часы. Неоправданно затянутый процесс душевных метаний. По началу игра Дева Пателя (Сару) и РуниМара (его возлюбленная) интересовала, однако, лишь в своём зачатке. Хотелось развития, а его не было. Были лишь бесконечные муки главного героя, с натужным взглядом рассматривающего Гугл Карты в надежде найти ту самую железнодорожную станцию, на которой он потерялся. Положение не спасла даже Николь Кидман (приемная мать Сару), экранное время которой заняло от силы минут десять, что удивляет в контексте ее номинации на Оскар. Монотонные панорамные кадры гостиной главного героя и его вечерних прогулок по пляжу в сравнении с предыдущими кадрами бесконечных погонь по мостам и шпалам утомляют, вызывая зевоту. К сожалению, намерение приостановить течение истории привело к дисбалансу темпоритма фильма. Однако герой все же решается на поиски. Он готов закрыть Гугл Карты и сесть на ближайший самолёт до Индии. После такого волевого акта история вновь начинает оживать, дыша все сильнее и громче. Зритель вновь возвращается к полюбившимся индийским ландшафтам, вспоминая душевный трепет, который волновал сердце где-то полчаса назад. Концовка смогла реанимировать полное провисание в середине. Драматургический дефибриллятор заработал и вывел историю к ее логическому окончанию. "Лев" - волнующее путешествие из Индии в Австралию и обратно, которое захватывает с собой и зрителя. Невозможно не сопереживать маленькому Сару в исполнении Санни Павар. Его имя должно прозвучать, так как мальчик преисполнен невероятным обаянием, из-за которого история в большей степени, так сказать, и выстрелила. Трогательна история главного героя и его родного брата. Данный подсюжет настольно искренен и до ужаса реалистичен, что он затмевает другие подсюжеты истории, особенно, взаимоотношения героев Пателя и Мара. Финальная прогулка главного героя со своим родным братом достойна стать хрестоматийной в истории кинематографа, настолько она прекрасно подведена режиссурой и снята оператором. Картина "Лев" оправдывает номинацию на лучший фильм (некоторые из других пяти под большим вопросом), однако, вряд ли получит золотую статуэтку в этом месяце. В большой степени из-за потерянной середины. Это все же большой минус. Однако фильм посмотреть стоит. Он не пытается переписать историю. Напротив! "Лев" пытается ее возродить, пытается заставить людей задуматься о ком-то кроме себя. Кто знает, может, однажды, услышав чей-то плач в толпе, мы вспомним про этот фильм и в нас проснётся нечто глубинно человеческое. И мы поможем кому-то. Ведь для кого-то "Лев" не фильм, основанный на реальных событиях. Это событие. Их собственной жизни. В российский прокат картина "Лев" выходит 16 февраля.
Илья Михеев
|
Рекомендуем |