Партнеры Живи добром

Ретроспектива фильмов Жана Виго


Двадцать девять лет, пять лет работы в сфере кино и четыре фильма – так можно описать короткий жизненный путь режиссёра Жана Виго. Общий метраж всех его лент едва превысит три часа, но незначительная продолжительность не уменьшает достоинства картин, оказавших большое влияние на режиссёров после. Так фильм-дебют Трюффо «400 ударов» продолжает тему, поднятую в «Ноле за поведение». Тонущий спасательный круг с надписью «Аталанта» в «Последнем танго в Париже» Бертлуччи - не что иное, как дань одноименному фильму Виго. Мануэл ди Оливейра, особенно увлекшийся короткометражкой «По поводу Ниццы», в 1983 году решил «переснять» её, назвав «Ницца – по поводу Жана Виго»). Даже наш соотечественник Геннадий Шпаликов в своем единственном фильме «Долгая и счастливая жизнь», где он выступает в качестве режиссёра, в последних кадрах воплощает эстетику Виго, с его излюбленной темой воды. Так что же из себя представляет то небольшое, но значительное наследие?


Жан Виго


В тысяча девятьсот тридцатом году на экраны выходит первая картина Жана Виго «По поводу Ниццы». За двадцать с небольшим минут удалось создать образ города-курорта, притягивающего туристов своей яркостью, но в то же самое время тонущего в этой праздности, переходящей в разврат. Это пример «чистого кино», не обремененного литературной нагруженностью сюжета, а завораживающего своей изобразительной частью. То есть тебя впечатляет не сложность коллизий, а необычность ракурсов, монтажа и киноприемов. На построение кадра безусловно повлияла деллюковская теория киногении – в центре внимания только те вещи (именно вещи, так как люди теряются в обилие предметов, сливаются с ними, теряя свою уникальность), которые наиболее выразительно смотрятся на экране. Чего только стоит съемка дворцовой аркады, где камера прослеживает все контуры утонченной архитектуры или «мечтательный» взгляд камеры вверх к небу через узкий проем между зданиями. По ритму, динамике и особому вниманию к визуальности фильм можно сравнить с вертовским «Человеком с киноаппаратом». Кстати, постоянным оператором у Виго был как раз брат советского режиссёра Борис Кауфман.


Год спустя была создана небольшая короткометражка «Жан Тарис, чемпион по плаванью». К сожалению, до наших дней оригинал не дошёл, но даже по оставшимся крупицам можно сказать, что это скорее экспериментальный фильм. Режиссёру интересен процесс плаванья и возможность съемки пловца в разных ипостасях. Это как продолжение водной темы, начатой ещё с кадров волн в дебютной картине, и монтажной игры, показывающей прыжок пловца наоборот.


Жан Виго


Большой фурор, правда, в негативном смысле, вызвал третий фильм Виго – «Ноль за поведение», выпущенный в 1933 году. Подписка «Юные дьяволята в колледже» наталкивает на мысли о легкой комедии, однако картина задумывалась как серьезное кино. В основу сюжета положены детские воспоминания самого Виго. Его родители посвятили себя политической карьере, поэтому мальчик вырос в стенах школ-интернатов. В фильме дети восстают против деспотичного института как раз одной из таких школ. Причём все поставлено с ног на голову. Юнцы предстают перед зрителем как революционеры, создающие заговор, бунтующие против сложившегося уклада, а взрослые показаны как слабые, не представляющие угрозы. Этот гротеск доведен до предела. Учитель ворует шоколад у учеников, а директор школы – нелепый карлик. Провокационность картины не только в содержании. С технической стороны интересны эксперименты с замедленной съемкой (момент с дракой подушками станет практически хрестоматийным), анимацией и уникальная эстетическая форма, изобретенная Виго, - «съемка в аквариуме».


Венцом творчества стала единственная полнометражная картина «Аталанта», созданная в 1934 году. Это история о любви провинциалки Жюлетт и владельца шаланды Жана. Жизнь морячки из-за своего однообразия быстро наскучила девушке, и в поисках приключений она сбегает в Париж. Брошенный муж в компании молодого юнги и видалого моряка Жиля от обиды и негодования решает продолжить свое путешествие и отчаливает из города. Но вскоре влюбленные понимают, что не могут друг без друга. И тогда на поиски девушки отправляется Жиль. В конце пара воссоединяется и все безмерно счастливы. Картина очаровывает своими туманами и панорамными съемками. Здесь водная тематика получила свое полное воплощение. Мало того, что главный герой – мореплаватель, вода выступает неким связующим звеном в момент разлуки пары: через водную гладь они как бы вспоминают друг друга, видят во сне (в кадрах есть небольшой отсыл к «Тарису»). 


Жан Виго


Всего четыре фильма, но какое влияние?! Фигур Жана Виго прочно закреплена в истории кинематографа. Так, в 1951 году во Франции была учреждена премия его имени, лауреатами которой стали Клод Шаброль, Жан-Люк Годар и многие другие интересные режиссёры.



Анна Дякина



 

Рекомендуем

Новый альбом Гвен Стефани
Фантазии под Джона Адамса
Премьерный показ спектакля «Чайка»
Итоги XXVII МКФ "Послание к человеку"
Роскошь и признание — бренд Ashi
Смысловая легкость в иллюстрациях французской художницы Софи Гриотто
Александра Санькова: «Многие вещи были очень стильно сделаны»
Жил или не жил - вот в чём вопрос
Антониони. Римская уникальность
Михаил Нестеров – русский художник-живописец