Ролан Быков: «детство – феномен выживания человека и душеобразования»
Ролан Анатольевич Быков родился 12 октября 1929 года в Киеве, воспитывался матерью вместе с братом, в юности баловался гаданием, после чего оказался в психиатрической лечебнице. По его собственным словам, перенял от отца неугомонный, авантюристский характер, а от матушки – интерес к театру и творчеству. После школы, в 1947 году, решает стать актером, проваливается на вступительных во ВГИКе, МХАТе и ГИТИСе, в итоге поступает в Театральное училище им.Щукина и уже параллельно с учебой активно играет в театре. По окончании училища больше за идею, чем за деньги сотрудничает с Московским Театром юного зрителя, организовывает драмкружок, а фраза по поводу несанкционированного открытия Студенческого театра при МГУ в 1957 году - «главное, чтобы Яблочкина ленту перерезала» - уходит в народ.
В театре Быков успешно ставит «Такую любовь» и сразу в следующем году его как режиссера приглашают в «Ленком». С 50-х начинает сниматься в кино. Становится известным, благодаря бесподобному исполнению персонажей в детских фильмах: Бармалей («Айболит 66»), кот Базилио («Приключения Буратино»), Трусливый Охотник («Про Красную шапочку»). Активно участвовал в экранизациях художественных произведений: «Шинель» (А.А.Башмачкин), «Женитьба Бальзаминова» (Чебаков), «12 стульев» (отец Федор), «Воскресение» (Сумасшедший) и многих других. Вообще, его называли мастером эпизодической роли: не занимая много экранного времени, он мог задать тон всей сцене, захватить внимание и глубоко впечатлить зрителя. В 1962 году снимает первую комедию «Семь нянек». В 1963 совместно с Никитой Орловым – детский фильм «Пропало лето», получивший почетный диплом на международном кинофестивале в Каннах в 1965 году. Детский музыкальный фильм «Айболит-66» тоже в 1966 году снял Ролан Быков. Созданный во время хрущевской оттепели, фильм весьма необычен, эффектен, иногда причисляется к советскому артхаусу. «Внимание, черепаха!» (1970), «Телеграмма» (1971), «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1974), «Чучело» (1983) и короткометражный «Я сюда больше никогда не вернусь» (1990) тоже для детей и про детей: веселые, комичные, душещипательные, социально обостренные. Особое место тут занимает «Чучело», поставленный по повести Владимира Железнякова. После усмотренных антисоветских намеков в творчестве Быкова ему не давали снимать, но этот фильм Госкино утвердил. Тяжелая, драматическая картина никого не оставила равнодушным, её проблематика остается актуальной и сейчас. С середины 1980-х годов Ролан Быков занимался административной деятельностью, руководил объединением «Юность» на «Мосфильме». В перестройку занимался руководящей, общественной и творческой деятельностью. В 1995 году вместе с Владимиром Джанибековым и Ириной Хакамадой возглавлял избирательный блок «Общее дело» на выборах в Государственную думу. Обладатель множества государственных наград, народный артист СССР и РСФСР. Дважды был женат, двух детей усыновил. Умер в 1998 году от рака легких в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Талантливый, универсальный актер, по воспоминаниям коллег в работе был требователен и беспощаден, в жизни весел и энергичен. Его вотчина – кино для детей, обожаемое несколькими поколениями взрослых. Человек, не боявшийся творить даже в непростое для искусства время. Душа компании, Ролан Быков любил затравить анекдот. Нижеприведенные - с одного из последних видео.
***
Меня вызвали и сказали: -В 24 часа покиньте страну. -Но куда я поеду? Я не собирался… -Вам ясно? Вам что, объяснить? -Но куда я поеду? -Вот вам глобус выбирайте. Долго крутит, крутит глобус: -А другого глобуса у вас нет?
***
И еще великий анекдот, восточный:
-Ооох, че ты хочешь? -Ничего не хочу. -А мечта есть у тебя какая? -Хочу быть министром. -Слюшай, зачем? -На машине возят, в аэропорт можно не ходить, а ты кем хочешь? -Министром не хочу, хочу быть змеей. -Почему змеей? -Слюший, она и ходит лежа.
Мария Логвинова
|
Рекомендуем |