Партнеры Живи добром

Ролан Быков: «детство – феномен выживания человека и душеобразования»


Ролан Анатольевич Быков родился 12 октября 1929 года в Киеве, воспитывался матерью вместе с братом, в юности баловался гаданием, после чего оказался в психиатрической лечебнице. По его собственным словам, перенял от отца неугомонный, авантюристский характер, а от матушки – интерес к театру и творчеству.

После школы, в 1947 году, решает стать актером, проваливается на вступительных во ВГИКе, МХАТе и ГИТИСе, в итоге поступает в Театральное училище им.Щукина и уже параллельно с учебой активно играет в театре. По окончании училища больше за идею, чем за деньги сотрудничает с Московским Театром юного зрителя, организовывает драмкружок, а фраза по поводу несанкционированного открытия Студенческого театра при МГУ в 1957 году - «главное, чтобы Яблочкина ленту перерезала» - уходит в народ.

Ролан Быков

В театре Быков успешно ставит «Такую любовь» и сразу в следующем году его как режиссера приглашают в «Ленком». С 50-х начинает сниматься в кино. Становится известным, благодаря бесподобному исполнению персонажей в детских фильмах: Бармалей («Айболит 66»), кот Базилио («Приключения Буратино»), Трусливый Охотник («Про Красную шапочку»). Активно участвовал в экранизациях художественных произведений: «Шинель» (А.А.Башмачкин), «Женитьба Бальзаминова» (Чебаков), «12 стульев» (отец Федор), «Воскресение» (Сумасшедший) и многих других. Вообще, его называли мастером эпизодической роли: не занимая много экранного времени, он мог задать тон всей сцене, захватить внимание и глубоко впечатлить зрителя.

В 1962 году снимает первую комедию «Семь нянек». В 1963 совместно с Никитой Орловым – детский фильм «Пропало лето», получивший почетный диплом на международном кинофестивале в Каннах в 1965 году. Детский музыкальный фильм «Айболит-66» тоже в 1966 году снял Ролан Быков. Созданный во время хрущевской оттепели, фильм весьма необычен, эффектен, иногда причисляется к советскому артхаусу.

«Внимание, черепаха!» (1970), «Телеграмма» (1971), «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1974), «Чучело» (1983) и короткометражный «Я сюда больше никогда не вернусь» (1990) тоже для детей и про детей: веселые, комичные, душещипательные, социально обостренные. Особое место тут занимает «Чучело», поставленный по повести Владимира Железнякова. После усмотренных антисоветских намеков в творчестве Быкова ему не давали снимать, но этот фильм Госкино утвердил. Тяжелая, драматическая картина никого не оставила равнодушным, её проблематика остается актуальной и сейчас.

С середины 1980-х годов Ролан Быков занимался административной деятельностью, руководил объединением «Юность» на «Мосфильме». В перестройку занимался руководящей, общественной и творческой деятельностью. В 1995 году вместе с Владимиром Джанибековым и Ириной Хакамадой возглавлял избирательный блок «Общее дело» на выборах в Государственную думу. Обладатель множества государственных наград, народный артист СССР и РСФСР. Дважды был женат, двух детей усыновил. Умер в 1998 году от рака легких в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Талантливый, универсальный актер, по воспоминаниям коллег в работе был требователен и беспощаден, в жизни весел и энергичен. Его вотчина – кино для детей, обожаемое несколькими поколениями взрослых. Человек, не боявшийся творить даже в непростое для искусства время.

Душа компании, Ролан Быков любил затравить анекдот. Нижеприведенные - с одного из последних видео.

Ролан Быков.jpg

 

***

 

Меня вызвали и сказали:

-В 24 часа покиньте страну.

-Но куда я поеду? Я не собирался…

-Вам ясно? Вам что, объяснить?

-Но куда я поеду?

-Вот вам глобус выбирайте.

Долго крутит, крутит глобус:

-А другого глобуса у вас нет?

 

***

 

И еще великий анекдот, восточный:

 

-Ооох, че ты хочешь?

-Ничего не хочу.

-А мечта есть у тебя какая?

-Хочу быть министром.

-Слюшай, зачем?

-На машине возят, в аэропорт можно не ходить, а ты кем хочешь?

-Министром не хочу, хочу быть змеей.

-Почему змеей?

-Слюший, она и ходит лежа. 



Мария Логвинова




 

Рекомендуем

Оперный бал Елены Образцовой в честь Франко Дзеффирелли
Изобретатель Луи Жан Люмьер
Мастер «интимного пейзажа» – Василий Поленов
Второй шанс («После. Глава 2», реж. Роджер Камбл)
Супергеройское кино Клинта Иствуда
Королевство Большого театра
Вечное возвращение Киры Муратовой
Картины Люси Чувиляевой и другие сюрпризы
Люди и Страсти Игоря Владимирова
Долматовский: бесчеловечное глазами человека