Партнеры Живи добром

Счастье – это жизнь без страха



ГАМЛЕТ 
Гул затих. Я вышел на подмостки. 
Прислонясь к дверному косяку, 
Я ловлю в далеком отголоске 
Что случится на моем веку. 

На меня наставлен сумрак ночи 
Тысячью биноклей на оси. 
Если только можно, Авва Отче, 
Чашу эту мимо пронеси. 

Я люблю твой замысел упрямый 
И играть согласен эту роль. 
Но сейчас идет другая драма, 
И на этот раз меня уволь. 

Но продуман распорядок действий, 
И неотвратим конец пути. 
Я один, все тонет в фарисействе. 
Жизнь прожить -- не поле перейти.


Борис Пастернак, «Доктор Живаго», 1949

«Мне всегда доставалось и от актерской братии, и от художников особенно – ничего не скажешь, подходящий случай для карикатуры. Нарисовал шар или колобок, посередине нос картошкой и брови лохматые – кто такой? – Леонов.» 

Евгений Леонов

Евгений Павлович всю жизнь страдал от несоответствия внешних данных и внутреннего состояния романтического героя. Ему хотелось исполнять не только комические роли, которые предлагались актеру чаще всего, но также пробовать себя в жанре трагикомедии. Постоянное чувство одиночества, которое Леонов скрывал нередко за улыбкой, носил и переживал в себе, съедало актера. Веселый, яркий и смешной в кино; спокойный и даже несколько меланхоличный в жизни. Он безумно любил свою семью, отдавался полностью работе, но перенесенная клиническая смерть, продолжавшаяся 28 дней и нагрузка на сердце, повлияли на здоровье любимого советского актера.

Появившийся на свет 2 сентября 1926 года маленький Евгений, в семье Леоновых это был не первый ребенок, старше на несколько лет был брат Николай. Отец Павел Васильевич трудился на авиазаводе, а мама Анна Ильинична посвятила себя семье. Евгений Павлович как-то вспоминал, что она всегда умела хорошо и интересно рассказывать, собиралось много гостей в их московской коммунальной квартире, чтобы ее послушать. В школьные годы маленький Евгений принимал участие в драматическом кружке, где ставили небольшую пьесу. Так юному актеру полюбился театр. Но наступившая Вторая мировая война отложила театральные планы на некоторое время, прислушавшись к советам родителей, четырнадцатилетний подросток отправился работать на авиационный завод учеником токаря, где в это время трудилась все семейство Леоновых. Но Евгений не отпускал мечту о театре и пробовал, несмотря на военное положение в стране, искать театральные студии, где бы он мог заниматься. Выполняя план на заводе, шестнадцатилетнего Леонова отправили учиться в Авиационный техникум им. С. Орджокинидзе. Но будучи на третьем курсе обучения, он отправился в Московскую театральную студию, которая существовала уже несколько лет под руководством Р. Захарова, пробовать свои силы. На драматический курс был большой конкурс. Леонов, бледнея и краснея, читал перед экзаменаторами Чехова, Зощенко, все, что с успехом исполнял в техникуме. Но наибольшее впечатление произвело на всех стихотворение Блока «В ресторане», и оно ему помогло. Сменив одно учебное заведение на другое, Евгений Леонов пропадал в студии с восьми утра до часа ночи. «Я мечтал стать артистом!». По окончании в 1947 году студии его приняли в Московский театр Дзержинского района. В 1948 году его переименовали в театр имени Станиславского. 

Долгое время Леонов снимался по большей части в массовке. Средств на проживание не хватало, и он брался за любую роль. В личной жизни у актера тоже не получалось. Он заглядывался на молоденьких актрис, но те его не воспринимали серьезно. Леонов комплексовал по поводу своей внешности. И в какой-то момент он решил, раз не везет в любви, видимо, судьба такая жить бобылем.

Евгений Леонов

Первые роли Леонов стал получать в 1947 году, но продолжительное время они были исключительно второстепенными. Он появлялся в роли официанта в фильме Немоляева «Спортивная честь», в роли кока в «Морском охотнике». Первой серьезной ролью Леонова, стала театральная, в спектакле «Дни Турбиных» режиссера Яншина, где он сыграл милого Лариосика. Актер с ужасом ждал рецензий в газете. Но каково же было его удивление, когда он нашел сплошь хвалебные отзывы о своей работе: «Леонов гениально играет любовь». Но Михаил Яншин никогда не хвалил актера, и даже наоборот часто ругал, чем посадил в голову Леонова дополнительный комплекс. Ему все время казалось, что он делает что-то неправильно, он всегда оглядывался и вспоминал слова режиссера «Плохо, очень плохо». Однажды только, Евгений узнал от соседей Яншина, с которыми хорошо общался, что режиссер как-то сказал про него «Это мой лучший ученик!». А Евгений Павлович считал его своим лучшим учителем.

Неожиданную встречу подарили Леонову гастроли в Свердловске. Именно там в 1957 году он повстречал свою первую и единственную любовь – Ванду. Так звали девушку, в которую 31-летний Евгений влюбился без памяти и уговаривал уехать с ним в Москву. Но он не понравился родителям своей возлюбленной, и они отказали в благословении пары. И тут Ванда проявила свой характер, ослушалась и бросила все ради Евгения. Вскоре они поженились. А в 1959 году произошло второе чудесное событие в жизни Леонова – рождение сына Андрея. 

Настоящий успех, популярность и узнаваемость принесла актеру роль в кинокомедии «Полосатый рейс, выпущенная в 1961 году, где он сыграл буфетчика, притворившегося укротителем тигров. Ему пришлось преодолеть множество комплексов и страхов на протяжении съемок; помимо того, что он стеснялся своей фигуры, в кадре нужно было появляться с огромными тиграми. «Что же подумает Ванда?» - эта мысль не давала покоя, но он согласился. После этой роли Евгений Леонов стал настоящей знаменитостью. Сценарии посыпались на актера, и он от радости почти не отказывался от предложений. Но по-настоящему «первой крупной работой, когда обо мне стали говорить серьезно, была «Донская повесть» - так считал сам Леонов. Это первая его некомедийная роль, в которых уже привыкли видеть зрители актера.

Евгению Павловичу была присуща такая черта, как повышенная справедливость. Он был добрым, открытым человеком, не умел отказывать людям в их просьбах. В театре к нему приклеилось прозвище «хлопотун». Во время похорон актера Мартьянова, к Евгению Павловичу подошла вдова и долго его благодарила за помощь в получении квартиры, в то время как другие им отказывали. Но не только для других хлопотал Леонов, больше всего он был предан своей семье; в перерывах между съемками прибегал на пятнадцать минут домой с охапкой детских игрушек, чтобы увидеть и порадовать сына, мечтал, чтобы любимая жена была всегда рядом, даже когда он в командировках. Но, по словам Евгения Павловича, он часто страдал от одиночества. В своих письмах сыну он писал: «Знаешь, Андрей, мне всю жизнь казалось, что я недополучаю любовь. Мне казалось, что моя мама больше любит брата, чем меня, мне казалось, что Ванда и ты мало меня любите.» 

Леонов много и продуктивно работал в кино и на сцене, и за несколько десятков лет ни при каких обстоятельствах не пропускал спектакли, как бы плохо ему не было. Евгений Павлович любил свою профессию и отдавался ей без сожалений. Много шума наделал спектакль «Антигона» в 1966 году, в котором Леонов мастерски сыграл царя Креона, хотя некоторых удивил выбор режиссера актера на главную роль. Но это был однозначный успех. В год с участием Леонова выходило по три-четыре фильма, но самыми любимыми для зрителя стали те, в которых он снимался в 70-х. Это и «Джентльмены удачи», «Карусель», «Афоня», «Старший сын» и другие. В 1969 году Леонова пригласили в мультипликационный проект, где он озвучил советского Винни Пуха; без его голоса трудно представить себе этот персонаж. Однажды актера пригласили принять участие в съемках рекламы, он не отказал. Но не знал тогда Леонов, что ему придется покинуть по этой причине свой театр имени Маяковского. Режиссер остро не принял эту затею, высмеял Леонова перед труппой, чем весьма задел Евгения Павловича, а обид он не прощал. И ушел в театр имени Ленинского комсомола под руководством Марка Захарова. В 1978 году они работали вместе над картиной «Обыкновенное чудо», в которой Леонов сыграл короля-тирана. В середине восьмидесятых Георгий Данелия снимает неоднозначный фильм «Кин-дза-дза». Леонов сыграл в нем чатланина Уэфа. Сначала фильм был не понят, но впоследствии весьма полюбился зрителям. 

В 1988 году произошло несчастье – на гастролях с театром в Гамбурге у Леонова оторвался тромб, впоследствии чего он впал в кому. В этот момент семья поддерживала его и одаривала любовью. Сын и жена по очереди дежурили у больничной койки, разговаривали с ним часами, Андрей пел ему песни. И через 28 дней Евгений Леонов открыл глаза. Но многие стали замечать, что он вернулся несколько иным. До произошедшего Леонов был весьма тревожным человеком, всегда беспокоился за семью, оберегал и старался быть в курсе кто где находится и узнавал, как дела. После выздоровления это чувство обострилось еще больше, и он стал часто думать о смерти. Как-то во время спектакля он сказал коллеге по цеху: «А ведь я могу умереть, прямо сейчас». Он старался не оставаться один, чтобы всегда кто-то был рядом. Он боялся умереть один. 

Евгений Леонов

Несмотря на совет врачей отправиться после операции на дачу и слушать пение птиц, Леонов не прекратил работать, наоборот, был занят семь дней в неделю. Страх, что он может в одночасье уйти и семья останется без денег, не позволял Леонову спокойно жить. А в девяностых началась непростая ситуация в стране. Он продолжал съемки в кино и работу в театре, но и этих средств не хватало, приходилось соглашаться на различные рекламные ролики. По словам Леонова, эта мера была вынужденная, он предпочел бы запомниться зрителям своими ролями в кино и театре. 

В начале девяностых выходит книга «Письма сыну», в которой собраны дневниковые записи, написанные за время командировок в 70-80-х годах, Андрею. Читая их, понимаешь, насколько Евгений Павлович был искренним и добрым человеком, и как сильно любил семью «я бы предпочел посидеть дома, и чтобы все – и ты, и Ванда – были бы на месте, около меня».

Однажды, собираясь утром на спектакль, он упал. Ванда, его жена, подумала, что он запутался в штанине и окрикнула: «Что с тобой?». Она подбежала к лежащему на полу Леонову.

А он вытянулся и выдохнул. В последний раз. Спектакль «Поминальная молитва» так и не состоялся, но ни один зритель не вернул билет. Похороны состоялись на Новодевичьем кладбище 29 января 1994 года. Пришедшие, приносили цветы и оставляли их со словами: «Прощайте, Евгений Павлович».



Яна Чернявская


 

Рекомендуем

Владимир Федосеев и Андрей Коробейников
Праздничная Пасхальная Мистерия в стиле Cимфоджаз. Гала-концерт
Фестиваль-форум "Пространство режиссуры"
Ирина Асмус. Клоунесса со сладким именем
Концерт-открытие V Международного фестиваля вокальной музыки «Опера Априори»
Wild Wild West – Что мы знаем о гении аранжировки?
«Русский Лафонтен» Иван Крылов
Зиновий Гердт. Единственный и неповторимый
Денис Власенко "Ремесла в профессии больше, чем творчества"
Свобода