Супергеройское кино Клинта Иствуда
«Знаете, в чем разница между супергероями и настоящими героями? Настоящие герои не носят спандекс» Мэл Гибсон
В отличие от многих именитых режиссеров, начавших творческий путь с гениальных произведений и к старости потерявших свою «жилку», Иствуд с годами снимает только лучше. И если 90-е приносят ему мировую известность как талантливому режиссеру, то, уже начиная с 2000-х, сняться в фильме Иствуда практически точно означает номинацию Американской киноакадемии.
«Кино про сильных людей», пожалуй, так можно охарактеризовать наиболее известные картины Иствуда за последние два с половиной десятилетия. Начиная с фильма «Непрощенный» (которому также подошло бы название «Выживший»), где герою Иствуда приходится пройти ад, чтобы свершить месть и правосудие, до самого кассового фильма режиссера «Снайпер», где главную роль исполнил Брэдли Купер, о жизни обычного американца, исполняющего свой долг. В центре историй, за которые берется Иствуд, находится обычный человек, обладающий необычайно сильной волей и духом. «Совершенный мир» (Кевин Костнер) 1993 г., «Таинственная река» (Шон Пенн ) 2003 г., «Малышка на миллион» (Хилари Суэнк) 2004 г., «Флаги наших отцов» и «Письма с Иводзимы» 2006 г., «Гран Торино» 2008 г., «Непокоренный» (Морган Фримен) 2009 г., «Дж. Эдгар» (Леонардо Дикаприо) 2011 г., – в центре сюжета стоит непоколебимый герой, по своей харизме чем-то напоминающий молодого Иствуда в образе сурового героя Дикого Запада.
Центральные персонажи этих историй, несмотря на душевные метания, вынуждены быть твердыми и каждый раз побеждать. Это наиболее ярко демонстрирует Мэгги, когда выходит на ринг и оставляет все свои проблемы позади, она твердо идет к победе, целеустремленно показывая невероятную силу характера, точно также, как это делает герой Брэдли Купера, в очередной раз отправляясь в Ирак, туда, где он нужен. В тоже время в фильмах Иствуда внимание акцентировано на сложнейших испытаниях, которые приходится преодолевать главному герою. Непростая судьба Нельсона Манделы, трудный путь девушки-боксерши из трущоб, детская психологическая травма троих близких друзей, война – разнообразные непреодолимые испытания, которые покоряются только благодаря силе и стойкости героев. Этот «трудный путь» героя прослеживается практически во всех картинах и нередко ведет к гибели центрального персонажа или персонажей, но при этом мастерски показано, как человек идя до конца и погибая, одерживает победу, как это сделал герой самого Иствуда в «Гран Торино», как это сделала Мэгги в «Малышке на миллион», храбрые воины Японии, сложившие головы на острове Иводзима, – все они выглядят победителями, независимо от исхода сражения.
Стрелкам Дикого Запада без страха и упрека и Грязному Гарри с «Магнумом» 44 калибра пришли на смену рядовые американские граждане сложной судьбы. Режиссер из фильма в фильм рассказывает о простых и честных людях, которые в критической ситуации оказываются теми, кого принято называть героями. В новом фильме Иствуда «Чудо на Гудзоне», пилот Чесли Салленбергер, как раз оказывается в такой ситуации. Оба двигателя пассажирского лайнера отказывают спустя 10 минут после вылета. Самолет летит над Нью-Йорком, на кону не только жизни 155 людей на борту, но гораздо больше. Еще не затянулись раны 11 сентября, и низко летящий над городом самолет, вызывает у людей панический страх. Но не только решительные действия пилота, но и действия экипажа, пожарных, спасателей, полицейских действительно позволили совершить чудо. Но иногда после чуда, тебя просят объясниться с властями. И против государственной машины, часто не замечающей человека, «человеческий фактор», тоже приходится сражаться. «Чудо на Гудзоне» может показаться несколько наивным и прямолинейным, или излишне сентиментальным, но чего там точно нет, так это дешевого пафоса и патриотизма, к которым так легко скатиться в такой истории, и, которые успели порядком надоесть в бесконечных фильмах про «величайших героев земли» в трико. Так и ждешь, что вот-вот Тому Хэнксу начнет аплодировать комиссия по безопасности и развевающийся американский флаг в нужный момент появится (материал к этому располагает), после того как чиновники признают свое поражение (кстати, тоже просто выполняли свою работу), но вкус Иствуду не изменяет. Эта картина для режиссера, безусловно, программная. Фильмы Иствуда держат в напряжении и не отпускают до конца, а их просмотр вдохновляет, показывает, что даже в обычном человеке может быть нечто большее, способное преодолеть, выстоять, покорить любые жизненные преграды. Подводя итог, стоит отметить, что Иствуд зарекомендовал себя как один из самых выдающихся режиссеров, благотворно сотрудничал со многими известнейшими актерами, был отмечен пятью наградами Американской киноакадемии и, не смотря на свой возраст (86 лет!), продолжает радовать зрителя качественными картинами. Если бы можно было сравнить, то Клинт Иствуд очень напоминает крепкий алкоголь, такой же суровый и с годами выдержки становится только лучше.
Динис Нуриев |
Рекомендуем |