Партнеры Живи добром

Тайны кино от студентов ВГИКа


Во время первого этапа 36-го Международного студенческого фестиваля ВГИК мы пообщались с участниками фестиваля, узнали, с какими проблемами они столкнулись во время съемок, почему они выбрали именно этот путь. Это и многое другое, вы узнаете из интервью со студентами ВГИКа.


Факультет анимации и мультимедиа

«Аленький цветочек» режиссер Екатерина Сударкина


Екатерина Сударкина


Как возникла идея картины?

В детстве мне нравилась сказка «Аленький цветочек», и советский мультфильм тоже потрясающий. В последнее время много историй с печальным концом, а мне хотелось создать доброе, хорошее кино. По задумке это необычный мультипликационный фильм, а именно комбинирование съемки и анимации. Работа над четырехминутной картиной заняла около полугода. В съемках принимали участие ребята с нашего факультета и с операторского, с изобразительным решением мне помогала определиться моя мама художник.

Как вы оказались во ВГИКе?

Это было мое осознанное решение. В моей семье все художники, поэтому с мыслью о том, что я буду художником, я росла всю жизнь. Я родилась в городе Чебоксары, 6 лет назад мы переехали в Москву. У меня были сомнения по поводу поступления во ВГИК, мне казалось, что я не поступлю в такой престижный ВУЗ. На 4 курсе у меня случился переломный момент: мне очень понравилась режиссура, я захотела переквалифицироваться в другую специальность. Откровенно говоря, я два года не понимала, чем мы занимаемся.

Почему?

Анимация- это совершенно другое направление, это оживление картины, я же до этого занималась станковой живописью. По сути, художник и режиссер – смежные профессии, но существуют такие задачи, с которыми я никогда не сталкивалась. Например, работа со сценарием, раньше я просто рисовала, но здесь нужно уметь выразить это словами. Возникают определенные сложности в оживление персонажа. На факультете «мультимедиа» занимаешься и анимацией, и видео. Я всегда мечтала снимать и рисовать – это идеальное сочетание для меня. Сейчас я осознаю, что я на своем месте. Я счастлива, хотя ужасно устаю, сталкиваюсь с проблемами, и не всегда все получается.

Какой режиссер нравится, на кого ориентируетесь? Какие нравятся анимационные фильмы?

Я недавно открыла для себя французского режиссер Жан-Люка Годара, и его фильм «Женщина есть женщина» произвел на меня колоссальное впечатление. Фильм для всех, он немного ироничный, но лаконичный до безумия. После просмотра прошел уже месяц, но этот фильм меня не отпускает. Под его воздействием, в моей голове родился сценарий для моей дипломной работы. Мне нравится виденье прекрасного мужчины Терри Гиллиама, в частности его работы «Воображариум доктора Парнаса», «Страна приливов».

У меня нет конкретного любимого художника, режиссера на которого я ориентируюсь. Я стремлюсь за людьми, которые постоянно совершенствуются, не сдаются, даже если у них не получается. Моим идеалом может стать любой студент из ВГИКа. Особенно когда ты находишься в этой творческой атмосфере, общаешься с интересными людьми.


Кафедра режиссуры игрового кино

«Колыбель», режиссер Артур Сухонин


Артур Сухонин


Что вдохновило вас на создание этого фильма?

Увлеченность космонавтикой и астрономией с самых ранних лет. В детстве я мечтал стать космонавтом. Я мог бы работать в сфере космонавтики: после школы я учился в техникуме космического приборостроения, но в итоге жизнь повернулась в сторону творчества. И все равно я умудрился вернуться к увлечению своего детства.

Какую мысль вы хотели донести до аудитории?

Для меня главным было выразить чувства. Во время учебы на 1 курсе ВГИКа, я снял этюд с таким же название «Колыбель». В этом этюде у меня получилось затронуть чувство совершенно новое и непонятное для меня, далее в своих работах я стремился выразить его более профессиональным языком. Оно таилось в моем подсознании, и я решил выразить это чувство в своей дипломной работе. В момент работы с космонавтами Юрием Усачевым, Александром Александровым, Усачев произнес фразу, которая глубоко засела во мне. Он сказал: «Глядя на Землю из иллюминатора, к Земле испытываешь чувство любви, но это чувство можно испытывать только по отношению к живым существам». Это называется «эффект обзора». У космонавтов, которые воспринимают Землю, как совершенно незначительную часть Вселенной, начинает меняться сознание. Это дает понимание хрупкости нашей планеты. Земля в контрасте со Вселенной выглядит незначительной. Я смог испытать это чувство, и оно залегло в основу моего фильм, именно это я старался выразить.

Были какие-нибудь забавные ситуации во время съемок?

Да, за время съемок приключилось много разношерстных ситуаций. Но четко запомнилась одна. Вообще все действие в нашем фильме происходят в космосе, но есть пару эпизодов, отснятых на Земле. По сюжету на Земле должна была быть зима. Мы чуть отстали от графика, и зимнюю сцену нам пришлось снимать весной. На тот момент снег в Москве растаял, но мы понимали, что в Подмосковье его еще можно найти. По иронии судьбы снега в Подмосковье не оказалось. Не теряя надежды, мы заехали в лес, погода резко изменилась, и начался снегопад. Снега в этот день выпало около метра, кругом была снежная пелена. Как раз то, что нам было нужно. Вот такие магические моменты были во время наших съемок!

 

"#кого убивать?" Творческий тандем: режиссер Павел Иванов и сценарист Сергей Савин


Павел Иванов и Сергей Савин


Что вас вдохновило на создание Вашего фильма?

Нам захотелось рассказать интересную историю, которая была бы захватывающей, незаезженной и способной удивить.

Какую мысль вы хотели донести до аудитории?

Мы живем в современном мире, в котором можно делать все, что заблагорассудиться, говорить о чем хочешь. Нам хотелось призвать людей отвечать за свои слова. Благодаря социальным сетям, интернету эти грани размылись. В интернете творится неразбериха: люди унижают, обзывают друг друга, не отвечают за свои слова. Мы поразмыслили над этим и пришли к выводу, что эта тема сейчас очень актуальна. По сюжету фильма в мире появляется группа, которая следит за некорректным поведением людей в интернете и выводит их на чистую воду. Своим фильмом мы призываем людей понять ответственность, которую они несут за свои слова и действия. Главный герой произносит важные слова в нашем фильме: «Все зависит только от тебя!»

Были какие-нибудь забавные ситуации во время съемок?

У нас кино без бюджета, поэтому мы экономили как могли. Хотим поблагодарить актрису Викторию Малекторович, с ней было очень приятно работать. Ей понравился сценарий, роль, и она пошла нам на встречу и снялась в нашем фильме.

Курьезных ситуаций у нас не наблюдалось, на площадке царила прекрасная миролюбивая атмосфера. Вспоминается случай, который произошел во время работы над другой картиной. Из павильона в столовую вышел наш актер, исполнявший роль детектива, с кобурой подмышкой и с пистолетом. Он спокойно поел, собрался уходить, а его около дверей уже караулит ОМОН с автоматами. Люди заметили у него пистолет, позвонили, и приехал наряд.

 

Кафедра режиссуры неигрового кино

«Женщины +» режиссер Анастасия Кузякова


Анастасия Кузякова


Как возникла идея снять картину про ВИЧ-инфицированных женщин?

Я родилась в семьи медиков. Медики в первую очередь входят в группу риска заражения ВИЧ-инфекциями. Моя мама – химик-фармацевт. Давным-давно у нее на работе курьеру стало плохо, и она как сердобольная женщина-медик оказала ему первую медицинскую помощь, инъекцию необходимого препарата. При закрытии шприца промахнулась и попала себе в руку, в принципе нормальный, рабочий момент. Когда курьер пришел в себя, он признался, что у него СПИД. Вследствие сложившейся ситуации она стояла на учете в СПИД-центре. Сейчас она здорова, результат отрицательный. Летом я вспомнила эту ситуацию, эта мысль меня не оставляла, я начала поиски. В 2016 году статистика показала, что ВИЧ-инфицированных больше миллиона людей. Когда я углубилась в эту тему, пообщалась с фондами, по неофициальному источнику их оказалось больше 5 миллионов. Это целый город, это половина Москвы.

Почему именно женщины?

В основном угрозе подвергаются женщины среднего возраста, которые заражаются в собственных постелях с собственными мужчинами. Это происходит, из-за того, что мужчины не используют элементарные средства контрацепции, а сдавать анализы у нас  не принято. У нас не развито сексуальное воспитание. Конечно, я сейчас рассмотрю частную ситуацию, но бывает и такое. Беременная женщина узнает, что у нее ВИЧ. Каково это быть беременной, да еще и с ВИЧ-инфекцией? Какому стрессу она подвергается? Она верна своему мужчине, она любит его. Мучаясь в догадках, она не знает, он ей изменяет, или он наркоман. Эпидемия вышла за приделы. Раньше все считали, что ВИЧ бывает у женщин легкого поведения, наркоманов, геев. Процесс заражения гораздо проще: вспыхнула искра, не предохранились, и ты становишься положительный. Помутнение разума изменит твою жизнь навсегда.

Где вы искали своих героинь?

Удивительное стечение обстоятельств. Группы поддержки инфицированных людей закрыты, их нельзя найти в открытом доступе, ни в VK, ни в Facebook, они опасаются здоровых людей. Я действовала через волонтеров, они мне дали почту женщины, я решила действовать. В итоге за сутки мое письмо, состоящее из двух строчек, было отправлено во все фонды России, в международные фонды. Желающих оказалась уйма, люди звонили, писали со всех городов России, со стран СНГ.  Все они хотели высказаться, потому что им есть, что сказать, но их никто не слышит. Как мне потом стало известно, на Кавказе зазорно быть ВИЧ-положительной девушкой. Все лавры падают к ногам женщины, хотя это мужчина приносит болезнь в дом. И это происходит в 21 веке, в мире высоких технологий, «опозорившиеся» девушки не получают терапию, и от них все отворачиваются. Картина получилась о женщинах, которые живут с этим диагнозом около 10 лет, они уже свыклись и научились жить с этим.

По каким критериям вы выбирали девушек?

Я искала разные истории, и разное отношение к болезни. Одна героиня отказалась от терапии, так как организм отторгает ее. Хотя с лечением люди могут прожить долгую жизнь, также как здоровые люди. Она не замужем, подрабатывает частной няней, но не говорит о своей болезни. Перед поцелуем с мужчиной, она предупреждает его о своей особенности. Вторая принимает терапию, но не предупреждает, что у нее есть статус. Если намечается секс на одну ночь с презервативом, она не рассказывает свою тайну, так как считает себя безопасной.У третей – ВИЧ- инфекция, гепатит С, еще и двое детей. В Татарстане она организовала фонд «Светоч», и очень популярная там. Девушка прошла через все трудности, проработала консультантом. Она много добра сделала для ВИЧ-положительных пациентов в России. Все они красивые, умные, успешные женщины, никогда не подумаешь, что они ВИЧ-положительные.

Изменилось ваше отношение к героиням за время съемок? Узнали их лучше?

Конечно, я узнала их лучше. Я горжусь, что у меня есть такие друзья. Я восхищаюсь ими. Мы с группой понимали, как сложно им раскрыться, поэтому поставили эксперимент для того, чтобы они чувствовали себя свободно и могли настроиться на откровенный разговор в кругу съемочной группы. Я решила сама сесть перед камерой, и попросила задавать мне любые вопросы. С такого эксперимента все и началось. Во время беседы открылись очень личные, глубокие переживания.

Какие вопросы задавали?

Разные. Начиная от того «Что такое любовь?», и заканчивая откровенным вопросом: «Как бы ты поступила, если бы полюбила парня, с ВИЧ-статусом?»

И как вы отвечали на этот вопрос?

Во-первых, я знаю себя, это зависит от глубины отношения к человеку. Если я пойму, что это – то самое, то, конечно, у меня не будет никаких раздумий. Но с другой стороны, отбрасывая толерантность, понимаешь, неустойчивость и хрупкость человеческих отношений. Задаешься вопрос: «А как жить дальше, если отношения не сложатся, а у тебя положительный статус?»


«Витязь белого льда» режиссер Александр Кокорин


Александр Кокорин

Как появилась идея создания фильма?

Во ВГИК я поступил в достаточно зрелом возрасте, проработав в милиции и более 13 лет в адвокатуре. Поэтому приобретенный профессиональный и жизненный опыт, опыт тех людей, с которыми я встречался по жизни, вдохновили меня снять фильм о людях, находящихся в сложной трагической ситуации. Чаще всего, когда наступает черная полоса, человек не способен найти выход из сложившейся ситуации, ломается полностью (пьянствует, употребляет наркотики). К сожалению, в жизни каждого человека бывают неблагоприятные моменты. У меня появилась идея, создать мотивирующий фильм, подбадривающий людей. А инвалиды самая не защищенная социальная группа, они ограничены не только материальными, социальными, но даже в осуществление самых элементарных действий. На этой почве у меня возник вопрос: «Как в такой ситуации остаться человеком и дальше развиваться?»

Где вы искали своего героя?

Я искал такого героя достаточно долго. Сначала я искал его в интернете. Там я находил ребят, которые пиарятся на фоне своей инвалидности или сиротстве. Открывают личные фонды в интернете, жалуются на свою судьбу, и нечестным путем выманивают деньги.Мне известны все экономические нелегальные схемы, так как перед этим я проработал следователем по организованной преступности по экономическим делам.

Разочаровавшись в интернет поиске, начал искать через знакомых. Ситников Вадим с супругой посоветовали мне героя Ивана Кузнецова, обычного парня из деревни, который стал защитником сборной России по слеш-хоккею. У парня интересная, но драматичная история прихода в спорт. После школы Ваня попал в аварию, его сбила машина, в результате он потерял ногу. На свое счастье Иван знакомится с основателем слеш-хоккея в России, Виктором Николаевичем Кузнецовым. Слеш хоккей- спорт, в котором участвуют люди с ограниченными возможностями, вместо коньков используются санки. Команда В.Н. Кузнецова получила серебряную медаль на параолимпийских играх в Сочи. Виктор Николаевич- удивительный человек, он вытаскивает их из неблагополучных семей, и дает надежду на светлое будущее. Соревнования по слеш-хоккею увлекают, во время игры энергия бьет ключом.

За время съемки узнали ли вы лучше героя, изменилось ли ваше отношение к нему?

Я не могу сказать, что именно к этому герою изменилось отношение. У меня большой жизненный опыт. Я пережил достаточно много стрессовых ситуаций. В течение 5-10 минут мне становится ясно, что за человек передо мной. За время съемок у меня изменилось отношение к инвалидам. К концу работы над фильмом я перестал обращать внимание на то, что они инвалиды, потому что они не пытаются казаться немощными.  Они чувствуют себя великолепно, у них есть цели, глаза горят, они наполнены энергией, и нет негатива. Иван женат, у него 2 детей.

Перед тем как поступить во ВГИК, я решил прочувствовать всю эту киношную кухню, поэтому принимал участие в массовках. Я был переполнен негативными эмоциями. У большинства людей, с которыми я познакомился, тяжелая жизнь: проблемы дома, на работе, нет денег. После общения с ними на душе тяжело становится, обстановка просто угнетает. При общении с парнями из слеш-команды -такого не наблюдается. Атмосфера парит совершенно другая, наполненная энергией и желанием победы.

В жизни случаются определенные трудности, но не нужно падать духом, и идти по наклонной. Посмотришь на сильных духом участников слеш-хоккея, попавших в серьезные жизненные обстоятельства, но не сдающихся, и приходишь в себя. Вот именно это главный призыв моего фильма- не отчаиваться. В настоящее время СМИ опускают духовные ценности, все стремятся показать только материальную сторону жизни. После паралимпиады СМИ были направлены только на материальную сторону жизни, их интересовало только «Куда дели подаренные машины?», «Сколько денег получили?». Мне же хотелось показать человеческую душу.


Маргарита Новикова-Рогожина

Фото: Богдана Сачко


 

Рекомендуем

«Кабала святош». Театр Армии
Агния Барто. В ней жила душа ребенка
XXI Международный фестиваль современного танца OPEN LOOK
Юрий Яковлев. Актер больших ролей
XXXVIII Московский международный кинофестиваль. Церемония открытия
Ирина Скобцева. Легко ли быть первой красавицей?
Николай Васильевич и духи ("Гоголь. Начало" реж. Егор Баранов)
Морис Эшер — математик или художник?
Mercedes – Benz Fasion Week RUSSIA. Открытие
Всадник по имени Сэм ("Великолепная семерка" реж. Антуан Фукуа)