Театр на экране. Пресс-конференция с создателями фильма "Большой"
Создатели фильма «Большой» рассказали журналистам о работе над лентой и мире балета.
Путь Валерия Тодоровского в балет
Режиссер признается, что не был балетоманом. Балет был для него чем-то «невероятным», очень далеким, как от него самого, так и от реальной жизни, но привлекательным как для кинематографиста. В нем есть «законченная красота», а за ней стоит какой-то мир. И Валерию Тодоровскому захотелось войти в этот мир и рассказать о нем историю. Он очень медленно, «шаг за шагом» увлекался миром балета и только теперь может сказать, что любит и понимает этот вид искусства.
Поиски артистов балета
У героев фильма нет прототипов, по словам создателей ленты, они больше архетипы и собирались по кусочкам. При этом кинематографисты поняли, что часть персонажей в «Большом» могут сыграть только артисты балета. В поисках исполнителей главной роли Юли Ольшанской и ее друзей создателям фильма пришлось объехать всю страну. Артистов также искали в Казахстане, Украине и не только. Кастинг растянулся «на год, если не больше». В итоге роль Юли Ольшанской в детстве досталась Екатерине Самуйлиной. Она член сборной России по художественной гимнастике. Но выяснилось, что у балерин и гимнасток задействованы разные группы мышц, и юной гимнастке пришлось многое выучивать ради съемок. Повзрослевшую Ольшанскую сыграла Маргарита Симонова. Девушка родилась в Литве и, по ее словам, уже «седьмой год танцует в Большом театре Польши». Она корифейка и на данный момент готовится к премьере новой постановки «Лебединого озера» в своем театре. Роль Карины Курниковой, подруги-соперницы Ольшанской, получила москвичка Анна Исаева. Анна танцевала в «Кремлевском балете» и «Русском балете» Гордеева. В настоящее время артистка уже ушла из профессии и занимается преподаванием. Влюбленного в Карину танцовщика исполнил Андрей Сорокин. Его создатели фильма нашли в Екатеринбурге. Сейчас он танцует ведущие и корифейские партии в «Санкт-Петербургском государственном академическом театре балета имени Леонида Якобсона». Один из любимых премьеров Рудольфа Нуриева, Николя Ле Риш воплотился в Антуана Дюваля. «В каком-то смысле он играл себя»: он ушел из профессии за год-полтора до съемок, и в фильме ему предстояло сыграть человека, готовящегося уйти со сцены. Ле Риш уже танцевал в Большом, и театр остался для него «родным домом». Режиссер не жалеет о потраченном на поиск артистов времени и откровенничает: «У меня не было ощущения, что я где-то ошибся».
Съемки в Большом театре.
Новый фильм Валерия Тодоровского не мог бы называться «Мариинский», например. По мнению создателей ленты, изначально это должен быть только «Большой». И хотя пространство хореографического училища было воссоздано на студии, все происходящее на экране в Большом театре – «это настоящий Большой театр». Его кинематографисты увидели как «мир, который живет по своим законам» и «которому глобально никто не нужен». Театр не заинтересован в том, чтобы его рекламировали, и съемочной группе пришлось убеждать его работников, что они «не пришли портить настроение» или что-то разоблачать. «"Стекла в пуанты" - это клише», которого в «Большом» вы не увидите. Со временем создателям фильма удалось наладить отношения с театром, свидетельство тому, по их словам, само название ленты. Оно «признак признания и доверия со стороны Большого театра», потому что просто так его использовать нельзя: «Это бренд».
Педагог и подопечные
Алиса Фрейндлих, готовясь к роли педагога Галины Михайловны Белецкой, посещала Академию русского балета имени А.Я. Вагановой. А Валентина Теличкина познакомилась с ректором Московской государственной академии хореографии Мариной Константиновной Леоновой. После встречи с ней актриса призналась: «Этой женщине я отдала бы своего ребенка на воспитание». В МГАХ Валентина Теличкина увидела дисциплину, замешанную на любви к профессии и к детям. Андрей Сорокин замечает, что педагог может относиться «к ученику как к сыну или молодой версии себя». Танцовщик убежден, что история, рассказанная Валерием Тодоровским, «может быть правдой, в нее надо поверить, надо принять». А Анна Исаева называет свою наставницу «балетная мама».
«Большой» и его версии
Фильм Валерия Тодоровского длится чуть более двух часов. За это время режиссер успевает рассказать о «дружбе, взрослении, обретении профессии». Но был и другой вариант «Большого», продолжительностью в три с половиной часа. Создатели фильма надеются, что у них еще будет возможность выпустить отдельную телевизионную версию ленты. Но от фильма, что выходит в широкий прокат уже 11 мая, «она будет очень сильно отличаться, она будет совсем другая».
Елена Громова
|
Рекомендуем |