Партнеры Живи добром

Театр на экране. Пресс-конференция с создателями фильма "Большой"


Создатели фильма «Большой» рассказали журналистам о работе над лентой и мире балета.


Путь Валерия Тодоровского в балет

Режиссер признается, что не был балетоманом. Балет был для него чем-то «невероятным», очень далеким, как от него самого, так и от реальной жизни, но привлекательным как для кинематографиста. В нем есть «законченная красота», а за ней стоит какой-то мир. И Валерию Тодоровскому захотелось войти в этот мир и рассказать о нем историю. Он очень медленно, «шаг за шагом» увлекался миром балета и только теперь может сказать, что любит и понимает этот вид искусства.


"Большой"


Поиски артистов балета

У героев фильма нет прототипов, по словам создателей ленты, они больше архетипы и собирались по кусочкам. При этом кинематографисты поняли, что часть персонажей в «Большом» могут сыграть только артисты балета. В поисках исполнителей главной роли Юли Ольшанской и ее друзей создателям фильма пришлось объехать всю страну. Артистов также искали в Казахстане, Украине и не только. Кастинг растянулся «на год, если не больше».

В итоге роль Юли Ольшанской в детстве досталась Екатерине Самуйлиной. Она член сборной России по художественной гимнастике. Но выяснилось, что у балерин и гимнасток задействованы разные группы мышц, и юной гимнастке пришлось многое выучивать ради съемок.

Повзрослевшую Ольшанскую сыграла Маргарита Симонова. Девушка родилась в Литве и, по ее словам, уже «седьмой год танцует в Большом театре Польши». Она корифейка и на данный момент готовится к премьере новой постановки «Лебединого озера» в своем театре.

Роль Карины Курниковой, подруги-соперницы Ольшанской, получила москвичка Анна Исаева. Анна танцевала в «Кремлевском балете» и «Русском балете» Гордеева. В настоящее время артистка уже ушла из профессии и занимается преподаванием.

Влюбленного в Карину танцовщика исполнил Андрей Сорокин. Его создатели фильма нашли в Екатеринбурге. Сейчас он танцует ведущие и корифейские партии в «Санкт-Петербургском государственном академическом театре балета имени Леонида Якобсона».

Один из любимых премьеров Рудольфа Нуриева, Николя Ле Риш воплотился в Антуана Дюваля. «В каком-то смысле он играл себя»: он ушел из профессии за год-полтора до съемок, и в фильме ему предстояло сыграть человека, готовящегося уйти со сцены. Ле Риш уже танцевал в Большом, и театр остался для него «родным домом».

Режиссер не жалеет о потраченном на поиск артистов времени и откровенничает: «У меня не было ощущения, что я где-то ошибся».


Съемки в Большом театре.

Новый фильм Валерия Тодоровского не мог бы называться «Мариинский», например. По мнению создателей ленты, изначально это должен быть только «Большой». И хотя пространство хореографического училища было воссоздано на студии, все происходящее на экране в Большом театре – «это настоящий Большой театр». Его кинематографисты увидели как «мир, который живет по своим законам» и «которому глобально никто не нужен». Театр не заинтересован в том, чтобы его рекламировали, и съемочной группе пришлось убеждать его работников, что они «не пришли портить настроение» или что-то разоблачать. «"Стекла в пуанты" - это клише», которого в «Большом» вы не увидите.

Со временем создателям фильма удалось наладить отношения с театром, свидетельство тому, по их словам, само название ленты. Оно «признак признания и доверия со стороны Большого театра», потому что просто так его использовать нельзя: «Это бренд».


"Большой"


Педагог и подопечные

Алиса Фрейндлих, готовясь к роли педагога Галины Михайловны Белецкой, посещала Академию русского балета имени А.Я. Вагановой. А Валентина Теличкина познакомилась с ректором Московской государственной академии хореографии Мариной Константиновной Леоновой. После встречи с ней актриса призналась: «Этой женщине я отдала бы своего ребенка на воспитание». В МГАХ Валентина Теличкина увидела дисциплину, замешанную на любви к профессии и к детям.

Андрей Сорокин замечает, что педагог может относиться «к ученику как к сыну или молодой версии себя». Танцовщик убежден, что история, рассказанная Валерием Тодоровским, «может быть правдой, в нее надо поверить, надо принять». А Анна Исаева называет свою наставницу «балетная мама».


«Большой» и его версии

Фильм Валерия Тодоровского длится чуть более двух часов. За это время режиссер успевает рассказать о «дружбе, взрослении, обретении профессии». Но был и другой вариант «Большого», продолжительностью в три с половиной часа. Создатели фильма надеются, что у них еще будет возможность выпустить отдельную телевизионную версию ленты. Но от фильма, что выходит в широкий прокат уже 11 мая, «она будет очень сильно отличаться, она будет совсем другая».


Елена Громова



 

Рекомендуем

Французское кино. Нетипичные истории любви
Кино. Личность. Франсуа Трюффо
Зачем нужны музыканты, если есть искусственный интеллект?
Разбирая Вуди. "Мужья и жены" в постановке Константина Богомолова в МХТ им. Чехова
«Культура 2.0». Штефан Обермайер
Второй шанс («После. Глава 2», реж. Роджер Камбл)
Мода и кино. История идеальной дружбы
Права актёров… Авторство или нищета?
London Fashion Week. Детали
Густав Климт: Когда я заканчиваю картину, у меня нет желания терять целые месяцы, чтобы оправдать её перед людьми