Партнеры Живи добром

«Центральный Багдад»: новый взгляд на войну в Ираке


Новый британский сериал «Центральный Багдад» – этакий нуар в декорациях Ирака 2003 года. Сочетание весьма необычное, но это не единственное, что делает сериал примечательным. И даже если вам совсем неинтересна тематика войны в Ираке, на этот сериал стоит обратить внимание.

Действие «Центрального Багдада» разворачивается осенью 2003 года, когда Ирак оказался под управлением американской коалиции. Его главный герой – Мехшин Аль-Хафаджи (Валид Зуэйтер), бывший полицейский, после свержения режима оставшийся без работы. Его жена умерла от рака, а сына казнили, и Хафаджи в одиночку растит двух дочерей. Младшая серьёзно больна, а старшая однажды исчезает. Чтобы найти её и помочь младшей дочери, Хафаджи решается на сотрудничество с коалицией: британский полицейский Фрэнк Темпл (Берти Карвел) предлагает ему заняться восстановлением иракской полиции.

Не стоит ждать от «Центрального Багдада» истории о том, как эту самую полицию восстанавливают, или как Хафаджи расследует преступления. Поиски дочери заводят его дальше, чем он думал, и ему открываются тайны, которые пытаются скрыть американцы и британцы.


«Центральный Багдад». Источник: Channel 4


Завязка и место действия, казалось бы, предполагает, что получится боевик, а не нуарная драма. На самом же деле темп сериала зачастую и вовсе неспешный, это подчёркивает и лёгкая музыка. Хоть и с восточными мотивами, она, кажется, больше подходит для прогулок по парижским улочкам, нежели по полуразрушенным районам Багдада.

Жизнь в городе тоже неспешная, почти что застывшая: Багдад погрузился в какое-то выжидающее безвременье, полудрёму, которую время от времени нарушают проносящиеся мимо американские броневики и звуки выстрелов.

Да, без перестрелок, конечно, дело не обойдётся, но их в сериале гораздо меньше, чем можно ожидать. «Центральный Багдад» вообще хорошо играет с ожиданиями зрителей, и многое, в том числе и персонажи, оказывается совсем не тем, чем кажется.

Это касается и того, как изображена жизнь иракцев. Женщины здесь так же активны, как и мужчины, и сериал отказывается от всех стереотипов, связанных с мусульманским миром. Хафаджи позволяет себе чуть-чуть нарушить пост и выпить чашку чая, а его отношения с младшей дочерью совсем не такие, какими мы ожидаем увидеть отношения отца-мусульманина и его дочери. Они подшучивают друг над другом, делятся своими переживаниями и прекрасно понимают друг друга.


«Центральный Багдад». Источник: Channel 4


В этом, пожалуй, основное достоинство «Центрального Багдада»: его главный герой – житель Ирака, и показан он не стереотипным радикалом, а простым человеком. Про войну в Ираке в США и Британии снято множество фильмов, но это чуть ли не первый случай, когда события показаны глазами иракца, а не пришельца с Запада.

Сам Хафаджи – герой, которому действительно хочется сопереживать и симпатизировать. Он немного лирик: любит поэзию и может процитировать строчки любимых поэтов. Он мягок и вежлив, но, если потребуется, сможет дать отпор. Создание такого интересного и приятного персонажа – заслуга, конечно, не только создателей сериала, но и Зуэйтера. Прежде ему постоянно доставались роли террористов или преступников с Востока, а в «Центральном Багдаде» выяснилось, что он идеально подходит на роль главного героя драмы или триллера. Хотя Хафаджи тоже неидеален, и у него есть свои тайны.

Верным спутником Хафаджи становится Карл – простой, даже скромный таксист, чудесно сыгранный Юссефом Керкуром. Он как-то невольно становится этаким тихим ангелом-хранителем

Мехшина и одновременно олицетворяет жителей Ирака, пойманных в послевоенное безвременье, которые не понимают, кто они в родной стране, и не знают, чего ждать. Карл признаётся, что ни о чём не мечтает и просто хочет жить, и всеми силами держится за семью. Так он заодно напоминает и Хафаджи, слишком увлёкшемуся разгадыванием тайн, о том, что действительно важно.


«Центральный Багдад». Источник: Channel 4


Ещё один актёр, который заслуживает отдельного упоминания – Берти Карвел. Его Фрэнк Темпл – человек очень неоднозначный. С вкрадчивыми манерами и кривой улыбкой, он поначалу кажется простым британцем, который пытается возродить полицию Ирака, персонажем весьма симпатичным. Но, конечно, и с ним всё не так просто. Карвел мастерски прорабатывает каждую черту своего героя, и под конец Темпл может вызвать настоящее отвращение. Антагонисты в этом сериале совсем не пытаются выглядеть харизматичными злодеями.

Хэппи-энд – ещё одна вещь, которую не стоит ждать от «Центрального Багдада», хотя финал его и не совсем печальный. Скорее, он оставляет горько-сладкое послевкусие и оставляет светлую надежду на то, что дальше всё будет лучше.


Мария Баратели



 

Рекомендуем

Художник широкого профиля Эль Лисицкий
Беспощадный идеал («Чудо-женщина: 1984», реж. Пэтти Дженкинс)
Кино. "Лобстер" реж. Йоргос Лантимос
Свадебная мода. От простого к сложному
«Денег не будет», или о преимуществах птичьего языка («Свистуны» реж. Корнелиу Порумбойю)
«Феликс Петуваш. Полет над тернами»
Веселый конец света ("Тор: Рагнарёк" реж. Тайка Вайтити)
Кинематограф начинается с Люмьер
Ангел по имени Карли
Терри Пратчетт: один из самых читаемых авторов Великобритании