Знаменитый писатель, автор детективных бестселлеров Харлан Тромби (Кристофер Пламмер) найден мертвым в своём загородном особняке. Как это обычно бывает у Агаты Кристи, накануне он отпраздновал своё 85-летие, а на следующее утро его нашли с перерезанным горлом. На празднование юбилея собрались все члены его чудной семейки, каждый – по-своему отъявленный негодяй, тянувший из старика деньги на свои нужды. У каждого – свой мотив, ведь накануне глава семьи почти со всеми рассорился. Так что под подозрением все.
Однако двух не особо сообразительных полицейских мучает один неразрешимый вопрос: было ли это убийство или же самоубийство? А на него может ответить только один человек – частный сыщик Бенуа Блан (Дэниел Крейг), случайно оказавшийся неподалеку, который первую часть фильма молчаливо сидит в углу, с завидным постоянством нажимая одним пальцем на клавишу пианино. Само собой, скоро он вмешается в дело, и никому мало не покажется. Туго придётся и зрителю: выслушав допросы всех героев, не запутаться будет невозможно.
От Райана Джонсона после – страшно сказать – восьмых (!) по счёту и самых абсурдных по содержанию «Звездных Войн» как-то никто особо не ждал художественных откровений. Тем более детектива – киножанра, которому всё уже лет двадцать пророчат неизбежную смерть. И всё же Джонсону удалось приятно всех удивить, сняв лихо закрученный, полный остроумных сюрпризов и сюжетных поворотов фильм по собственному оригинальному сценарию. Не так важно, что когда-то, на заре своей карьеры он сделал по-своему интересные и необычные «Кирпич» (2005) и «Петлю времени» (2012), в которых при желании тоже можно было отыскать детективные элементы. Новый фильм – это качественно новый уровень.
С одной точки зрения «Достать ножи» выглядит классической историей про убийство: все основные приметы жанра воспроизведены здесь с почти что маниакальной дотошностью и вниманием. Дом, в котором происходит большая часть действия, – не просто дом, а настоящий викторианский замок. Внутри он не просто обставлен, а буквально напичкан антиквариатом и бутафорским реквизитом – затейливыми вещицами, многие из которых ещё сыграют свою роль по ходу стремительно несущегося к развязке сюжета. Все подозреваемые – один противней и подозрительней другого, и, кажется, расследование должно неизбежно зайти в тупик.
Но дальше начинаются нюансы, которые превращают канонический детективный сюжет в бредовую постмодернистскую игру и отчасти обесценивают серьёзность происходящего. Начать с того, что детектив Бенуа Бланк ведёт себя как типичный придурок: не замечает улик прямо у себя под носом и ведёт мало кому понятные рассуждения о том, что это дело похоже на дырку от бублика без бублика (Крэйг в этой роли с радостью скидывает с себя надоевший образ агента 007 и отрывается на полную катушку). Не отстаёт от него и верная помощница, которую Бланк упорно называет «дорогой Ватсон» - нелегальная эмигрантка из Уругвая Марта Кабреро (Ана де Армас), служившая в доме покойного сиделкой. Да, надо добавить, что у Марты есть одно очень необычное и полезное свойство, которое в жанре детектива автоматически становится суперспособностью: при любой неправде её сразу же тошнит.
Но самое удивительное, что с таким набором исходных данных вывернутый наизнанку детектив у Джонсона не превращается в пародию. Весь абсурд он использует очень дозированно, оставляя место и для язвительного социального комментария, и для психологии характеров, и для, собственно, сюжетных твистов и разоблачений. Бодрый монтаж не даёт заскучать ни на минуту, а присутствие в кадре узнаваемых актёров (от Майкла Шеннона до Джейми Ли Кёртис) приятно радует глаз. Неожиданно в слаженном и виртуозном актерском ансамбле ярче всего выделяется Крис Эванс, отлично справляющийся с неоднозначной ролью главного подонка в семье. Как и в случае с Крэйгом, Джонсон умело играет на разрушении привычного амплуа, заставляя «Капитана Америка» выходить за рамки привычной манеры игры.
Почти не нарушая единства места, времени и действия, на полной скорости погружая зрителя в буйство своей детективной фантазии, Джонсон так увлекается ей, что не увлечься вслед за ним невозможно. Главное – соблюдать правила игры; тогда есть шанс, что от количества улик, свидетелей и мотивов голова не закружится. И вообще, в случае с «Достать ножи», кажется, с полной уверенностью можно утверждать только одно: английский детектив окончательно прижился на американской почве (пусть и претерпев по пути через Атлантику некоторые мутации). А что до смысла этого вызывающе и очаровательно безвкусного, режущего слух названия, то стоит запастись терпением. По всем законам жанра, оно откроется только в самом конце.