Партнеры Живи добром

Убийственная шутка («Достать ножи», реж. Райан Джонсон)


 

Знаменитый писатель, автор детективных бестселлеров Харлан Тромби (Кристофер Пламмер) найден мертвым в своём загородном особняке. Как это обычно бывает у Агаты Кристи, накануне он отпраздновал своё 85-летие, а на следующее утро его нашли с перерезанным горлом. На празднование юбилея собрались все члены его чудной семейки, каждый – по-своему отъявленный негодяй, тянувший из старика деньги на свои нужды. У каждого – свой мотив, ведь накануне глава семьи почти со всеми рассорился. Так что под подозрением все.

Однако двух не особо сообразительных полицейских мучает один неразрешимый вопрос: было ли это убийство или же самоубийство? А на него может ответить только один человек – частный сыщик Бенуа Блан (Дэниел Крейг), случайно оказавшийся неподалеку, который первую часть фильма молчаливо сидит в углу, с завидным постоянством нажимая одним пальцем на клавишу пианино. Само собой, скоро он вмешается в дело, и никому мало не покажется. Туго придётся и зрителю: выслушав допросы всех героев, не запутаться будет невозможно.

"Достать ножи". Источник: Централ Партнершип

 
От Райана Джонсона после – страшно сказать – восьмых (!) по счёту и самых абсурдных по содержанию «Звездных Войн» как-то никто особо не ждал художественных откровений. Тем более детектива – киножанра, которому всё уже лет двадцать пророчат неизбежную смерть. И всё же Джонсону удалось приятно всех удивить, сняв лихо закрученный, полный остроумных сюрпризов и сюжетных поворотов фильм по собственному оригинальному сценарию. Не так важно, что когда-то, на заре своей карьеры он сделал по-своему интересные и необычные «Кирпич» (2005) и «Петлю времени» (2012), в которых при желании тоже можно было отыскать детективные элементы. Новый фильм – это качественно новый уровень.

С одной точки зрения «Достать ножи» выглядит классической историей про убийство: все основные приметы жанра воспроизведены здесь с почти что маниакальной дотошностью и вниманием. Дом, в котором происходит большая часть действия, – не просто дом, а настоящий викторианский замок. Внутри он не просто обставлен, а буквально напичкан антиквариатом и бутафорским реквизитом – затейливыми вещицами, многие из которых ещё сыграют свою роль по ходу стремительно несущегося к развязке сюжета. Все подозреваемые – один противней и подозрительней другого, и, кажется, расследование должно неизбежно зайти в тупик.

"Достать ножи". Источник: Централ Партнершип

 
Но дальше начинаются нюансы, которые превращают канонический детективный сюжет в бредовую постмодернистскую игру и отчасти обесценивают серьёзность происходящего. Начать с того, что детектив Бенуа Бланк ведёт себя как типичный придурок: не замечает улик прямо у себя под носом и ведёт мало кому понятные рассуждения о том, что это дело похоже на дырку от бублика без бублика (Крэйг в этой роли с радостью скидывает с себя надоевший образ агента 007 и отрывается на полную катушку). Не отстаёт от него и верная помощница, которую Бланк упорно называет «дорогой Ватсон» - нелегальная эмигрантка из Уругвая Марта Кабреро (Ана де Армас), служившая в доме покойного сиделкой. Да, надо добавить, что у Марты есть одно очень необычное и полезное свойство, которое в жанре детектива автоматически становится суперспособностью: при любой неправде её сразу же тошнит.

"Достать ножи". Источник: Централ Партнершип

 
Но самое удивительное, что с таким набором исходных данных вывернутый наизнанку детектив у Джонсона не превращается в пародию. Весь абсурд он использует очень дозированно, оставляя место и для язвительного социального комментария, и для психологии характеров, и для, собственно, сюжетных твистов и разоблачений. Бодрый монтаж не даёт заскучать ни на минуту, а присутствие в кадре узнаваемых актёров (от Майкла Шеннона до Джейми Ли Кёртис) приятно радует глаз. Неожиданно в слаженном и виртуозном актерском ансамбле ярче всего выделяется Крис Эванс, отлично справляющийся с неоднозначной ролью главного подонка в семье. Как и в случае с Крэйгом, Джонсон умело играет на разрушении привычного амплуа, заставляя «Капитана Америка» выходить за рамки привычной манеры игры.

"Достать ножи". Источник: Централ Партнершип


Почти не нарушая единства места, времени и действия, на полной скорости погружая зрителя в буйство своей детективной фантазии, Джонсон так увлекается ей, что не увлечься вслед за ним невозможно. Главное – соблюдать правила игры; тогда есть шанс, что от количества улик, свидетелей и мотивов голова не закружится. И вообще, в случае с «Достать ножи», кажется, с полной уверенностью можно утверждать только одно: английский детектив окончательно прижился на американской почве (пусть и претерпев по пути через Атлантику некоторые мутации). А что до смысла этого вызывающе и очаровательно безвкусного, режущего слух названия, то стоит запастись терпением. По всем законам жанра, оно откроется только в самом конце. 

Но терпение будет вознаграждено.

"Достать ножи". Источник: Централ Партнершип


«Достать ножи» – смотрите в онлайн-кинотеатрах.

 

Иван Цуркан


 

Рекомендуем

38-й ММКФ. Конкурс. "Дочь" реж. Реза Миркарими
Открытый диджитал лекторий «Культура 2.0»
Фестиваль-форум "Пространство режиссуры"
1 тур Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой
Российские прокатчики как спонсоры хорошего вкуса зрителя
Жуткая идиллия («Солнцестояние» реж. Ари Астер)
Мастер современной японской гравюры Оно Тадасигэ
Новые колядки от Николая Коляды: «Горе от ума» и «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» (Фестиваль «Коляда-театр «На Страстном»)
Жан Габен: как на этот раз он испортит вам настроение?
Премьера оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Милосердие Тита»