Партнеры Живи добром

Укрощение космоса («Время первых», реж. Дмитрий Киселев)


"Время первых"


С 6 апреля в прокат выходит «Время первых», блокбастер по-русски от продюсера Тимура Бекмамбетова с Евгением Мироновым и Константином Хабенским в главных ролях. Режиссерское кресло занял Дмитрий Киселев («Елки», «Лондонград»).

«Время первых» повествует (именно повествует, смело, сочувствуя и восторженно) о первом выходе человека в открытый космос, о том, что сему мероприятию предшествовало и что последовало после исторического события, делает небольшой экскурс в мир космонавтики и мечтаний двух «Алмазов», рискнувших в не самых благополучных условиях воплотить свои грезы.

Кинематографисты не претендуют на то, чтобы абсолютно точно воссоздать все случившееся с двумя легендарными космонавтами перед стартом корабля «Восход-2» и после их возвращения домой. Тем не менее съемочная группа консультировалась непосредственно с Алексеем Леоновым, основательно потрудилась над разработкой макета корабля и скафандров для героев Хабенского и Миронова, и главное – над воссозданием космического пространства в кадре, успешно используя новые для российского кино технологии. В результате у Дмитрия Киселева получился визуально впечатляющий и эмоциональный фильм. Леонов (Евгений Миронов), парящий в космосе в деформированном скафандре, Павел Беляев (Константин Хабенский), вынужденный покинуть ложемент, чтобы установить точные координаты для посадки капсулы, галлюцинации, Земля в иллюминаторе, борщ в состоянии невесомости и другие детали, значимые или просто трогательные и забавные, проработаны вполне аккуратно. А непробиваемый оптимизм и неловкие шутки из уст персонажа Миронова, почти солдатская готовность действовать исключительно по приказу в исполнении Хабенского обволакивают давящее пространство космического корабля.

Сценаристы не копируют невероятное путешествие Сандры Буллок в космосе от одной станции к другой – в работе Киселева уделяется немало внимания тому, что творится на Земле, но не настолько как в ленте 2013 года «Гагарин. Первый в космосе». При этом про «Время первых» нельзя сказать, что фильм получился однородным. Атмосфера фильма меняется в зависимости от того, где и когда происходит действие. И эти атмосферные колебания весьма заметны. Подчас напряженные, но все же душевные сцены с Леоновым и Беляевым в космическом корабле чередуются с волнением Королева (Владимир Ильин) в штабе. Инженер-конструктор относится к космонавтам как к своим детям, оторванным от дома. Так в фильм проникает героическая патетика в сочетании с нарочитыми шутками про «покрепче чая», но в большинстве случаев эта лихая комбинация выглядит уместно и как-то по-отечески тепло. Другое дело – первые минут 30-40 фильма, фиксирующие то, что предшествовало старту корабля 18 марта 1965 года. Протокольное начало – сделанная широкими мазками прорисовка всевозможных сложностей, возникших перед полетом, или быстрая подготовка, которую надо просто пережить перед тем, как вместе с актерами оказаться в невесомости. Правда, в контексте всего фильма машинерия (хоть подчас и разбавленная юмором и вкраплениями романтических элементов) первых сцен может говорить, например, и о том, что настоящая жизнь для героев ленты протекала именно в космосе, заветном и недружелюбном.

«Время первых» - обаятельный геройский фильм, основанный на реальных событиях. В нем есть юмор, поэзия детских мечтаний и вполне достойная картинка. Не обошлось, конечно, без явно сентиментальных виньеток, разбросанных в ленте то тут, то там, но, будем с собой честны, сантименты – частые гости в любом блокбастере, и в ленте Киселева они все же теряются на фоне космоса.


"Время первых"

Елена Громова


 

Рекомендуем

«Вовка — добрая душа!» или неожиданный Владимир Машков
Веселый конец света ("Тор: Рагнарёк" реж. Тайка Вайтити)
Интервью с Бориславом Струлёвым
Джордж Харрисон: темная лошадка ливерпульской четверки
Сати Спивакова: «Человек стареет, когда перестаёт мечтать»
О предстоящем турнире M2M RUSSIAN OPEN 2015
Клад Нарышкиных впервые выставлен в Царском Селе
Возраст не помеха («Крёстная мама», реж. Жан-Поль Саломе)
Триумфальная кантата Карла Орфа
Жан де Лафонтен: судьба знаменитого эпикурейца