Партнеры Живи добром

Вечное возвращение Киры Муратовой

Кира Муратова

Фильмы Киры Георгиевны Муратовой имеют свой легко узнаваемый стиль: простые и загадочные одновременно, немного размеренные, им присуща сначала некая беспечность, а после – всегда безнадежность создавшихся ситуаций, положения героев.

Кира Муратова родилась в 1934 году в городе Сороки (ныне город принадлежит Молдавии). Родители являлись членами коммунистической партии Румынии. Отец работал секретарём подпольного уездного комитета компартии Румынии. Ещё до войны родители вместе с Кирой переехали в Бухарест. Кира Муратова изучала филологию в МГУ, в 1959 года окончила режиссёрский факультет ВГИКа, а с 1961 года является режиссёром Одесской киностудии. Первыми киноработами являются такие фильмы как «У крутого яра» и «Честный хлеб», снятые совместно с мужем Александром Муратовым.

В своём первом самостоятельном фильме «Короткие встречи», вышедшем в 1967 году, Кира Муратова снимается вместе с Владимиром Высоцким. Муратова играет Валентину Ивановну, работника Райкома, а Высоцкий – её мужа Максима, геолога, который часто уезжает в таёжные экспедиции. Во время одной из поездок Максим знакомится с девушкой Надей, которую играет Нина Русланова. Девушка влюбляется, а он, уезжая, шутя предлагает ехать за ним. Надя воспринимает эти слова всерьёз и находит дом, где живут они с женой, и становится домработницей. Валентина Ивановна и Максим как «плюс» и «минус»: он непредсказуемый, романтичный, постоянно в разъездах, она же работает с «бумажками», как говорит сама. В фильме удивительно тонко показана сущность женской натуры. Максим не очень разговорчив, и создаётся впечатление, что Валентина сама додумывает за него его мысли. В один из приездов Максима Валентина говорит ему: «Ты знаешь, когда тебя нет, я с тобой разговариваю: и за тебя, и за себя. Мы даже ссоримся… А потом ты так быстро уезжаешь, что я не успеваю тебя узнать толком. И поэтому я тебя придумываю, придумываю…». Валентина Ивановна всё время ждёт подтверждения любви хотя бы на словах, Максим понимает это и говорит: «Раки, наверное, сварились. Раки, наверное, сварились. Раки сварились… И я люблю тебя. Понятно?». Фильм передаёт эпоху того времени, атмосферу простоты и лёгкости при совсем непростых условиях их жизни и сложившейся ситуации.

Кира Муратова

 Следующая картина Киры Муратовой «Долгие проводы» снята по сценарию Наталии Рязанцевой в 1971 году. Фильм о взаимоотношениях матери и сына: показывает любовь матери, которая близка к самопожертвованию, но при этом – нежеланию отпускать. По мере взросления сына мать понимает и принимает своё одиночество, и всё же отпускает сына. Процесс согласования фильма руководством Одесской киностудии длится два года, после чего Муратова снята с должности режиссёра, из-за чего вынуждена уехать из Одессы в Ленинград, где работает на «Ленфильме». В 1978 году появляется фильм «Познавая белый свет», примерно в то же время Кира Муратова знакомится со своим вторым мужем художником Евгением Голубенко, который становится и её соавтором сценариев. Следующие значительные работы режиссёра — «Перемена участи» и «Астенический синдром». Последний получил две премии «Ника» и специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля.

Затем Кира Муратова снимает очень трогательный фильм под названием «Чувствительный милиционер». Фильм этот о том, как добродушный милиционер нашёл ребёнка «в капусте», и решает, кто же всё-таки удочерит её. Европейской академией кино и телевидения эта кинокартина включена в список ста лучших фильмов мира.

В 1994 году Муратова снимает фильм «Увлеченья», в котором впервые у режиссёра снимается Рената Литвинова. Фильм считается одним из самых лёгких и светлых у режиссёра. Спустя три года на экраны выходит фильм «Три истории». В главных ролях снимаются Олег Табаков, Рената Литвинова и Сергей Маковецкий. Авторами историй являются Валентин Божко (первая история – «Котельная №6»), Рената Литвинова (вторая история – «Офелия») и Вера Сторожева (третья история – «Девочка и смерть»). Герои, как это всегда бывает в фильмах Муратовой, выглядят чрезвычайно беззаботными, милыми, добрыми, но при этом у них свои скелеты в шкафу – а у героя из первой истории Тихомирова в буквальном смысле. Да, всех этих премилейших особ объединяет одно – они способны пойти на убийство. Для них, как говорится в известной фразе, нет человека – нет проблем. Этим фильмом Кира Муратова вновь напоминает зрителям «Всё не так, как кажется». Картина получила премию «Арсенал» за лучший украинский фильм 1997 года, специальный приз на «Кинотавре-1997», главный приз жюри игровых фильмов «Хрустальное зеркало» на МКФ женского кино в Минске, а также был номинирован на приз «Золотой медведь» на 47-ом Берлинском международном кинофестивале.

В 2004 году появляется картина «Настройщик». Этот фильм о настройщике роялей Андрюше, которого играет Георгий Делиев; настройщик влюблён в героиню Ренаты Литвиной – Лину. Характеры героев видятся зрителю лёгкими, воздушными, но опять же – это только кажется. Фильм получил три премии Российской академии кинематографических искусств «Ника», главный приз «Золотая лилия» на 5-м Международном кинофестивале Центрально- и Восточноевропейских фильмов в г. Висбаден (Германия), три награды Международного кинофестиваля «Евразия» и награду Международного кинофестиваля «Стожары». Спустя три года появляются фильмы «Два в одном», который получил премию «Ника», и «Мелодия для шарманки», получивший Гран-при конкурса полнометражных фильмов 18-го открытого фестиваля кино стран СНГ и Балтии.

В 2012 году Кира Муратова снимает фильм «Вечное возвращение». В нём повторяются одна и та же сцена, каждый раз с разными актёрами. Муратова показывает, насколько по-разному смотрят на мир мужчина и женщина: он спустя несколько лет приходит без приглашения в гости к ней, своей бывшей однокурснице, для того, чтобы излить душу и просить совета, кого же ему всё-таки выбрать – жену Люсю или любовницу Люду. Она не может понять, кто перед ней – ведь у него ещё есть брат-близнец, но всё-таки пытается помочь и предлагает всевозможные варианты: Люсю, Люду, продолжать любить обеих. Каждый из вариантов ему не подходит, ведь он порядочный человек. Ей нужно уходить, но ему всё равно, он эгоистичен, и ему нужен ответ. Премьера фильма прошла в рамках Римского кинофестиваля, после которой Кира Муратова заявила, что это её последний фильм, но зрители продолжают надеяться, что как говорит один из её героев, «ответ отрицательный, но не окончательный».

Кира Муратова


Ирина Гладких



 

Рекомендуем

67-й Берлинский кинофестиваль. Berlinale Special Gala
М2М Russian Open: сюрпризы и разочарования третьего дня
«Мода – это я сам». Интервью с Гогой Никабадзе
«The Jivesouls»: музыка, которая вдохновляет
«Школа – это весело!»
Гражданин Ефремов
Техники развития памяти
Программа Фестиваля колокольных звонов на острове Кижи
XXXIX ММКФ. "Карп отмороженный" Владимира Котта
Картины Люси Чувиляевой и другие сюрпризы