Партнеры Живи добром

Великолепный. Неисправимый. Профессионал. Жан Поль Бельмондо


Сегодня 9 апреля исполняется 82 года французскому актеру Жан - Полю Бельмондо. Прекрасный, мужественный, харизматичный бунтарь с неотразимой улыбкой родился в 1933 году в Нёйи - сюр - Сен, предместье Парижа, где проживали довольно состоятельные люди, бизнесмены и представители творческой интеллигенции. Жан - Поль вырос в творческой атмосфере, его отец Поль Бельмондо был скульптором, а мать Мадлен Бельмондо - художницей. К своим двадцати годам будущий актер определяется с выбором профессии и поступает в Высшую национальную консерваторию драматического искусства.


Бельмондо никогда не считался “классическим” красавцем — перебитый нос ( результат занятий боксом ), вывороченные губы. Итальянцы в связи с этим даже присвоили актёру прозвище Урод.

Но то, что действительно делает актёра неотразимым - его обаятельность и харизма. С возрастом его облик умного и талантливого человека приобретает особый благородный шарм.


" Наверное, я угадал нужный момент: пришел со своим перебитым носом, разболтанностью, в простой куртке. И меня приняли.  Для кино началось новое время ..."


Жан Поль Бельмондо


Бельмондо дебютирует в фильме “Мольер” в 1957 году, однако эпизоды с его актёрским участием вырезают перед самым выходом киноленты на экран. В фильме "Будь красива и помалкивай"  Бельмондо играет уже более значительную роль, работая с только дебютировавшим Аленом Делоном. Важно отметить, что взаимоотношения с Аленом Делоном играют значимую роль как в жизни, так и в творчестве Бельмондо. Делон является одновременно другом и соперником актёра. Они были дружны в юности, работали вместе в фильме «Борсалино», но поссорились, не поделив славы, а в 1997 вновь встретились на съемочной площадке у Патриса Леконта, снимающего кинофильм «Один шанс на двоих», где французская полиция сталкивается с русской мафией.


Однако мировая слава приходит к 26- летнему актёру после роли беспечного негодяя Мишеля Пуакара в фильме Жана Люка Годара "На последнем дыхании" — одной из ключевых лент мирового кинематографа. С Годаром к тому времени Бельмондо работал уже не в первый раз, до этого в 1957 году он снялся в короткометражке Жан - Люка " Шарлотта и ее Жюль". И когда Годар предложил актёру новую роль, Бельмондо решил согласиться на новый " эксперимент ": фильм снимался без сценария, камеру, за неимением средств, возили на обычном стуле с колесиками вместо специальной тележки.


Жан Поль Бельмондо


Жан - Поль Бельмондо так рассказывал о первом съемочном дне в Марселе 17 августа 1959 года:


" Снималась сцена в телефонной будке. Я вошел в нее и ждал указаний от Годара. Увидев мой вопросительный взгляд, он сказал мне : " Делай что хочешь ", а потом : " Давай отложим съемку до завтра. Ничего не соображаю, пошли - ка отсюда»... Ни разу потом я не ощущал такого чувства свободы, как на съемках у Годара. Казалось, перед нами любитель, который развлекается."


Этот полнометражный дебют Жан - Люка Годара сейчас называют точкой отсчета «французской новой волны», изучают в кинематографических школах и продолжают цитировать и копировать отдельные сцены.


У Годара Бельмондо снимался ещё в нескольких фильмах. Их последняя совместная работа – фильм " Безумный Пьеро " оказалась, возможно, даже сильнее первой. Хотя фильм в свое время ругали и за чрезмерное, по мнению критиков, количество насилия и за то, что в названии есть прямая отсылка к прозвищу Пьера Лутреля, преступника № 1 в послевоенной Франции, хотя по сюжету фильм никак не связан с его историей.


Бельмондо много раз рассказывал, что он всегда с большим наслаждением работал с Годаром, и эту свою роль называл одной из самых любимых. Но с определенного момента их сотрудничество не продолжилось более. Бельмондо так сказал в одном из интервью:


" Годар навестил меня лет двадцать - двадцать пять назад. Я тогда купил права на экранизацию книги Месрина " Инстинкт смерти ". Годар заинтересовался, но хотел, чтобы в фильме я просто читал книгу, смотря в камеру. Он хотел снять картину об актере, мечтающем сыграть роль Месрина… Тем дело и кончилось. После этого я его не встречал ."


Жан Поль Бельмондо


В карьере Бельмондо роль “Безумного Пьеро” подвела своеобразную черту, в последующие несколько десятков лет он все больше обращался к жанру комедии и занимался более массовыми, более коммерческими кинолентами, всё меньше внимания уделяя авторскому кино.


" Если послушать иных болтунов, выходит, что я умер после " Безумного Пьеро ".  Да, я не снимался в одних шедеврах. Но если бы мне предстоял выбор между фильмом, способным вызвать восторг кучки снобов, и картиной, которая бы получила горячее одобрение публики, я ни минуты не стал бы раздумывать, в чем сниматься ."


Всё менялось, менялся и Бельмондо: из циника в ироничного авантюриста, в честного шпиона и безумного каскадера. Бебель ( так называют Бельмондо его французские почитатели ), к своим почтенным восьмидесяти годам стал уже национальным достоянием во Франции. В России также всегда питали особые, нежные чувства к фильмам с Бельмондо.


Он становится одним из самых коммерчески успешных актёров Франции. Бельмондо создает компанию « Cerito » ( по девичьей фамилии бабушки актёра ) для производства своих собственных фильмов. А в 1987 году возвращается в театр, впервые после 28 лет перерыва, и с этого момента совмещает работу в кино и театре. В начале августа 2001 года Бельмондо переносит инсульт.


Летний день не предвещал никакой беды: актёр играл с друзьями в футбол на Корсике и вдруг рухнул, как подкошенный. Сознание вернулось довольно скоро, но речь отнялась, и тело никак не хотело слушаться. Врачи полагали, что актёр может так и не восстановиться после случившегося. С этого момента Жан - Поль прекратил работу как в театре, так и в кино.


Восстановление проходило крайне тяжело, у актера была парализована вся правая половина тела, он с трудом мог говорить и еле передвигался, опираясь на трость. И, все же, семь лет спустя он вернулся на экраны, но уже совсем не тем, каким его помнили. " Это я, без каких бы то ни было спецэффектов ", - сказал Бельмондо, добавляя, что согласился на роль именно потому, что ему представилась уникальная возможность сыграть старого и немощного человека, т. е. фактически самого себя в этот момент.


Жан Поль Бельмондо


" Человек и его собака " - ремейк ленты Витторио Де Сика " Умберто Д." 1952 года. Покинутый близкими людьми, оставшийся на улице без средств к существованию герой, находит утешение в своем единственном друге, собаке, которую он так и называет " Моя Собака ". Еженедельник « Le Point » писал в рецензии на этот фильм: "… потрясает то изображение человеческой дряхлости и разочарования в мире, когда единственным смыслом жизни становится... собака."


В интервью журналу " Пари - Матч " Бельмондо сказал об этой своей работе: «Хотя я снялся в 95 фильмах и сыграл 40 театральных ролей, на этих съёмках я был счастлив как никогда. Этот фильм не похож на то, что я делал раньше, эта работа — совсем в ином ключе.» 


" Его возвращение - уникальный случай в истории кино ", - говорил друг Бельмондо, телеведущий Мишель Друкер. - " Не имеет значение хороший это фильм или плохой.  Для страны, для народа Франции - это значит: Жан - Поль вернулся ."


В 2011 году вышел документальный фильм Винсента Перро “Бельмондо: Путь”, премьера которого прошла в рамках Каннского фестиваля 17 мая. Актёр появился на красной ковровой дорожке под музыку из кинофильма “Профессионал”. В начале 2015 года актёр сообщил о завершении своей актерской карьеры. Сейчас Жан - Поль Бельмондо - совладелец итальянского ресторана «Стресса» (Stressa) на улице Chambiges в Париже. Его партнёрами по бизнесу являются два брата , которые постоянно заняты делами семейного ресторана.


“Что касается какого - то особого секрета долголетия, то его нет. Я просто очень хочу, чтобы это продолжалось как можно дольше, хочу жить. ”


Очень хочется от всей души пожелать замечательному Бельмондо здоровья, отличного бодрого настроения и еще долгих лет жизни.



Анастасия Колокольчикова 



 

Рекомендуем

Опиум и мораль в творчестве Льюиса Кэрролла
Музыкальный футурист Сергей Прокофьев
Кинофестиваль BLICK’15: Женщина в поиске
Олег Павлович Табаков. Актер на века
Не золотые купола
Дмитрий Нагиев стал криминальным авторитетом в новой картине Сарика Андреасяна
Жуткая идиллия («Солнцестояние» реж. Ари Астер)
Нечто по-нашему («Кольская сверхглубокая», реж. Арсений Сюхин)
Голди Хоун: с улыбкой по жизни
Экскурсия по инопланетным мирам ("Валериан и город тысячи планет" реж. Люк Бессон)