Партнеры Живи добром

Возраст не помеха («Крёстная мама», реж. Жан-Поль Саломе)


Муж Пасьянс (Изабель Юппер) умер лет двадцать назад, оставив в наследство долги. Дочери выросли. Мать постарела и нуждается в специализированном уходе, на который у вдовы нет средств. Но все меняется в одночасье. Переводчица с арабского, работающая на отдел по борьбе с наркотиками, «прикарманила» гашиш на крупную сумму и теперь сбывает дурь по доступным ценам. Жизнь стала веселее, жизнь стала опаснее: Пасьянс сорит деньгами и бегает от полиции и наркомафии.


«Крёстная мама». Источник: «Capella Film»


При работе над экранизацией романа Аннелор Кейр режиссер Жан-Поль Саломе выбрал непревзойденную тактику, пригласив на главную роль Изабель Юппер. Где бы ни хромал сценарий – уже не важно: она завораживает и вытягивает любой фильм. За 67-летней актрисой с каждым новым проектом становится все интереснее наблюдать. Соединить в одном образе детскую чистоту и наивность с хищной хваткой уставшей от рутины и бедности женщины предпенсионного возраста? – да, пожалуйста. Пасьянс в исполнении Юппер и хрупка, как фарфоровая статуэтка, и прет, как танк, ради лишнего евро в кармане. Она смешна, карикатурна, нервозна, а еще ее очень жаль – утратившая способность подпускать к себе людей, героиня фильма сама не понимает, как одинока.

Юппер играет женщину, у которой необходимость расплачиваться за чужие долги украла лучшие годы. Двадцать лет она не жила, а платила по счетам и теперь вспоминает, как ей было хорошо в детстве. Ее отец сколотил состояние не совсем честным образом. Муж тоже был связан с криминалом. В ее памяти остались драйв и незнание того, что нужно себя ограничивать во всем, чтобы выжить, читай – «золотые дни» и в придачу с ними сбившийся напрочь этический ориентир. Пасьянс инстинктивно чувствует, что любые деньги могут купить счастье, если счастье – это вкусная еда, красивая одежда, здоровье близких и путешествия. Преступный мир оставил след в ее ДНК как забавная игра. Когда дети покинули дом, а мать положила на полку рассудок, терпение Пасьянс лопнуло, она вновь хочет разыграть партию.


«Крёстная мама». Источник: «Capella Film»


Писательница Аннелор Кейр не понаслышке знает быт криминала – она адвокат по уголовным делам. В киноверсии ее близкое знакомство с преступным миром если и отображается, то каким-то причудливым образом: приключения Пасьянс – невероятное везение на фоне плохой работы спецотдела. «Крестной маме» как нуару о преступном мире наркоторговли не веришь – слишком много условностей и допущений. Авантюра, затеянная переводчицей, превратилась в комедийный сюжет, не собирающийся читать лекции о вреде употребления запрещенных веществ и о том, какой ад на земле ждет людей, оступившихся и решивших связать свою судьбу с наркотиками.

Разве что Париж в фильме Саломе не открыточно прекрасное место, а неуютный, грязный и серый город, словно настоящий преступник – это он, а не толпы дилеров, наркоманов и мать двоих взрослых дочерей, решившая разбогатеть на гашише. По его улицам ходят представители разных национальностей и культур – и все пытаются обустроиться получше. Кто-то торгует контрафактом и заключает сомнительные сделки по продаже жилья, кто-то перевозит через океан отраву, кто-то пытается вести законопослушный образ жизни, но окружение не дает возможности спать спокойно.


Елена Громова



 

Рекомендуем

Джаз. История жанра
Фридрих Брокгауз. Книжный магнат
Кино. Анонс. «Находка»
Исполнительница недели. ZAZ
Кризисные углы современности ("Квадрат" реж. Рубен Эстлунд)
Михаил Барышников: «Я никогда не чувствовал ностальгии»
Библиотека иностранной литературы
Возвращение в Эдем («Таинственный сад», реж. Марк Манден)
Марсель Пруст в поисках своего потерянного времени
BACKSTAGE MERCEDES-BENZ FASHION WEEK RUSSIA 2013