Партнеры Живи добром

Всеволод Санаев. Человек-якорь


Актеры советского кино и театра до сих пор задают высокие планки актерскому искусству. Пробиться на сцену или экран мог только исключительно талантливый человек. Даже за какие-то небольшие эпизодические роли нужно было бороться. Для того, чтобы добиться признания, будущим знаменитым актерам приходилось бросать все. Иногда даже семью. 


Многие советские актеры на собственном примере доказали то, что если в человеке есть талант, то нужно запастись упорством и во что бы то ни стало идти к своей цели. Одним из лучших актеров советского кино является Всеволод Васильевич Санаев, история жизни которого также интересна и искренна, как и его бессмертные герои.


Актеры советского кино и театра до сих пор задают высокие планки актерскому искусству. Пробиться на сцену или экран мог только исключительно талантливый человек. Даже за какие-то небольшие эпизодические роли нужно было бороться. Для того, чтобы добиться признания, будущим знаменитым актерам приходилось бросать все. Иногда даже семью. Многие советские актеры на собственном примере доказали то, что если в человеке есть талант, то нужно запастись упорством и во что бы то ни стало идти к своей цели. Одним из лучших актеров советского кино является Всеволод Васильевич Санаев, история жизни которого также интересна и искренна, как и его бессмертные герои. Список его наград говорит о невероятном таланте и заслугах перед Отечеством. Среди них: Орден Ленина (22.06.1971); Орден Октябрьской Революции (1981); Орден Трудового Красного Знамени (27.10.1967); Медаль «За трудовое отличие» (1950); Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1971); Медаль «За освобождение Болгарии. К 90–летию со дня рождения Георгия Димитрова» (1978); Нагрудный знак «Отличник кинематографии СССР» (1980); Диплом на МКФ в Варне (фильм «Украденный поезд», 1972); Премия XVII Всесоюзного кинофестиваля в Киеве (за лучшую мужскую роль, фильм «Белые росы», 1984). Несмотря на большой успех и популярность, он на всю жизнь сохранил в себе доброту, легкость характера и хорошее чувство юмора. Он жалел о том, что ему мало удалось сыграть комедийных ролей, к чему он сам в себе видел талант.  Трудно представить, что если бы этот знаменитый актер в молодости усомнился в своих способностях, он остался бы неизвестным и не смог бы подарить нам такого удовольствия – наблюдать его в актерской игре. Елена Санаева (дочь великого актера) рассказывала: «У отца на руке была татуировка, сделанная еще в молодости, — якорь. Перед спектаклем или съемками он густо замазывал ее гримом. Теперь мне думается, что она, несмотря на то, что отец потом пытался ее свести, была очень символична. Ведь Всеволод Санаев и есть человек—якорь — надежный, золотой человек».  Всеволод Васильевич Санаев родился 25 февраля 1912 года в Туле. Семья его была знаменита изготовлением качественных тульских гармоней. Из-за плохой успеваемости, отец забрал сына из школы и привел на гармонную фабрику, где Всеволод быстро освоил профессию половинщика. В его обязанности входила сборка и настройка гармони. Так Всеволод и занимался семейным делом, пока в Тулу не приехал с гастролями МХАТ. Этот момент стал поворотным в его жизни и открыл в нем большую любовь к сценическому искусству. Он ходил на «Дядю Ваню» Антона Павловича Чехова. Та жизнь, которая лилась на сцене, тот актерский талант, заставляющий сопереживать героям спектакля, вдохновили его на работу в театре. Он напросился в тульский драматический театр, куда его сначала не захотели брать, поскольку у него было всего четыре класса образования. Но Всеволод был настойчив, и, в конце концов, ему предложили работу за сценой. Он работал по вечерам и делал все, что мог. Работал техником, осветителем, шумовиком – всем тем, чем мог помочь. Тогда Всеволод пошел в драм кружок. Впервые он вышел на сцену с крошечной ролью в «Ревизоре» Николая Васильевича Гоголя, поставленном в тульском театре. Тогда он впервые почувствовал прямую принадлежность к тому миру, в который он так сильно хотел войти. После этого маленькой роли один из старых актеров театра сказал ему, что талант у него есть и рвение немалое, но нужно учиться актерскому мастерству. Первое время родители Всеволода не знали, что их сын увлекся театральной деятельностью. Всеволод это тщательно скрывал - не хотел слышать насмешки и упреки от родных. Днем он работал с отцом на фабрике, а вечером работал в театре. Когда Всеволод понял, что готов, он рассказал родителям о своих планах уехать в Москву и учиться на актера. Родители молодого человека решили, что он просто лентяй, который не хочет работать. Они отказались ему помогать. В результате Всеволод Санаев отправился в Москву с небольшой суммой денег, которую скопил сам, без зимнего пальто, без благого родительского напутствия. Его проводили словами «Ты там где-нибудь умрешь под забором в этой своей Москве!». До января семья ждала сына домой, но к январю поняли, что дело это бесполезное и наконец, выслали ему зимнее пальто.  Немного не медля, приехав в Москву, Всеволод поступает в театральный техникум на курс Николая Плотникова. Начинается новая жизнь. Днем он учится, а по ночам работает на вокзале – разгружает вагоны.  Учась в техникуме, он понимает, что выбрал себе правильное призвание. Преподаватели его хвалят, а сам он уставший, но счастливый, идет к правильной цели. После окончания техникума он поступает в ГИТИС, но этого оказывается мало для счастья. Первые впечатления от увиденного в Туле спектакля, а также новые походы в театры Москвы, развили в молодом актере новую мечту. Он понял, что хочет играть на сцене МХАТа. «Только в этом театре я хочу служить, только таким должен быть настоящий актер. Или вернусь собирать гармони, или научусь играть, как они», - говорил Всеволод Санаев после того, как увидел спектакль «У врат царства» с участием Василия Качалова Это желание также исполняется. После выпуска из ГИТИСа, он пробует попасть во МХАТ. Правда, тогда набирали актеров не в основной, а во вспомогательный состав. Там он читает отрывок из Николая Васильевича Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Из семисот претендентов были отобраны всего три человека, среди которых был и Всеволод Санаев. В отборочный комиссии сидели Станиславский и Немирович-Данченко. Это стало большим прорывом в карьере Всеволода. Еще раз он удостоверился, что выбрал правильный путь. Однако оказалось, что преодолеть конкуренцию в самом театре намного сложнее, чем на вступительном конкурсе. В первые два года работы ему удалось сыграть пару хороших ролей (роль Пикалова в «Любови Яровой» и Чепурина в пьесе Островского «Трудовой хлеб»), к нему начали относиться, как к талантливому актеру и доброму человеку. Однако ролей все равно было мало, а в кино тогда работать еще не предлагали, так что материальное положение Всеволода Санаева тогда было очень слабым. Приходилось подрабатывать на радио.  Он выезжает с театром на многочисленные гастроли. Однажды на гастролях в Киеве он знакомится с прелестной девушкой, студенткой филологического факультета – Лидой. За тот месяц, который он провел в Киеве, он уговаривает ее уехать с ним в Москву и выйти за него замуж. Родители Лидии смотрели на этот брак, как на большую ошибку. Они были уверены, что Лида бросит Всеволода и вернется домой в Киев точно также, как и родители Всеволода думали, что он бросит актерскую деятельность и вернется в Тулу. Однако Лида и актерская карьера стали спутниками Всеволода Санаева на всю жизнь. Было такое правило в МХАТе: если основной актер не появляется в своей роли хотя бы два раза, и его заменяет другой актер, тогда заменяющий актер выходит на сцену в очереди с основным. Однажды Всеволоду Санаеву подвернулась «удача», что довольно сложно назвать этим словом, но в условиях сложившейся в театре конкуренцией, это называлось именно так. Всеволод Санаев в течение двух лет был занят в пьесе «Горячее сердце» Александра Николаевича Островского в роли Наркиса. За такое долгое время игры в этом спектакле, он выучил наизусть все остальные роли. Вдруг заболевает Михаил Яншин, игравший Градобаева. Всеволод Санаев быстро смог заменить заболевшего актера, за несколько репетиций он так освоился в новой роли, что после спектакля руководством театры было официально это отмечено. Но Михаил Яншин узнал об этом и на следующий спектакль явился больным, но роль отыграл. Всеволоду Санаеву тогда не удалось закрепить за собой эту роль. Тогда же сильно заболевает жена Всеволода. Денег было немного, приходилось жить в коммунальной квартире. Тогда Всеволод Санаев принимает важное решение – он уходит из МХАТа. Алла Константиновна Тарасова (в то время директор МХАТа) поняла его в этот момент и сказала, что решение это правильное, поскольку костяк основных актеров в театре уже сформировался. Разбить его или пробиться к ним – дело недостижимое. «Оставить МХАТ, друзей, сцену — дело, конечно, нелегкое. Но манило кино, и думалось, что в кинематографе удастся сделать больше. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», - говорил Всеволод Санаев об этом периоде своей жизни. Наконец тогда у Всеволода Санаева появляется возможность прийти в кино. Его первой ролью была совсем незаметная роль грамотного бойца в фильме «Если завтра война…» (1938 год). Она не приносит ему популярности, но дает молодому актеру хороший толчок в сторону развития своего таланта в кинематографе. Значимым становится появление Всеволода Санаева в фильме «Волга-Волга» (1938 год), где он играет бородача-лесоруба. Ему самому казалось удивительным и забавным то, как быстро к нему прилепили бороду и сказали играть такую возрастную роль.  Далее пошли фильмы «Девушка с характером» (1939 год), где Всеволод Санаев играет лейтенанта милиции Суркова, и «Любимая девушка» (1940 год), где он появляется в небольшой роли Василия Добрякова. В «Любимой девушке» его замечают как хорошо сложенного талантливого актера с красивым лицом. Казалось, все идет хорошо, Всеволод Санаев становился все популярнее благодаря киноискусству. Но в самый пик его восхождения на киноэкран началась война. Всеволод Санаев намеревается отправиться на войну, но товарищи по профессии уговаривают его поучаствовать в новом кинопроекте. Это были агитационные киносборники для фронта. Всеволод Санаев соглашается и на некоторое время расстается с женой и родившимся к тому времени сыном – Алексеем. Но желание ехать на фронт преследовало его до тех самых пор, пока он не понял, как важно для всех жителей страны то патриотическое настроение, которое дарят спектакли и кино. После снятия киносборников для фронта, он едет работать в Борисоглебский театр имени Чернышевского. Актеры этого театра большую часть своего времени посвящали игре в больницах для раненых и на вокзалах  для солдат, уезжающих на фронт. После каждого выступления, актеров окружали благодарные солдаты. Очень милым моментом стал тот, когда посе выступления для снайперов с фронта, один из них подари актерам букет подснежников. Артисты поняли, что не зря стараются. Удивительно, как те самые люди, которые шли на войну не осуждали актеров, оставшихся за пределами поля боя, а, наоборот, от всей души были им благодарны. Кто-то за поддержку, а кто-то за доброе напутствие. Тем временем, Лида Санаева с ребенком была эвакуирована из Москвы в Алма-Ату, где от кори и дифтерита умирает сын Алексей. Сложно передать горе, которое тогда испытала жена Всеволода Санаева. В военной обстановке она чудом находит мужа, ведь он не знал, куда эвакуировали ее, а она не знала, куда послали его. Уже после войны, в Москве у Санаевых родилась дочь – Елена, которая пошла по стопам своего отца и стала актрисой. Она была очень слабым, но очень любимым ребенком. Сама она говорит о том, что ей очень повезло, ведь она росла в любящей и полноценной семье. В послевоенное время у Санаевых случилось очередное несчастье. Однажды, на коммунальной кухне Лидия Санаева рассказала неполиткорректную шутку, после чего сотрудники НКВД несколько раз приходили, чтобы расспросить о молодой неработающей женщине. Эта ситуация очень сильно повлияла на спокойствие Лидии. Ее слабая психика, склонная к депрессии, не выдержала этого страха. Ей пришлось на несколько месяцев лечь в психиатрическую лечебницу с манией преследования. После этого происшествия Всеволод Санаев понял, что материальное положение необходимо срочно поправлять, чтобы оградить свою семью от чужих людей. В 1950х у Санаевых наконец появилась своя квартира.  Всего Всеволод Санаев снялся в семидесяти восьми фильмах, каждый из которых раскрывал разные стороны его таланта. Его называли феноменом. Всеволод Санаев одинаково успешно справлялся и с положительными и с отрицательными героями,  и с комедией и с трагедией. Звездным временем для актера стало время после съемки таких фильмов как  «Оптимистическая трагедия» (1963 год), где он сыграл нетипичную тогда для него роль отрицательного героя – Сиплого, и «Это случилось в милиции» (1963 год), где он сыграл Майора Сазанова. На тот момент ему было уже пятьдесят лет.  По словам Елены Санаевой – дочери великого актера роль в фильме «Белые росы» (1983 год) полностью передает натуру и характер Всеволода Санаева. Особенно тот момент, когда его герой Федор Ходас пускается в монолог «Спасибо тебе, солнышко!». В течение пятнадцати лет Всеволод Санаев был секретарем Союза кинематографистов и отвечал за бытовую секцию. Он занимался распределение путевок на отдых и на лечение. Он обладал небольшой властью, но никогда не пользовался своим положением. Сам он  никуда путевки не брал, а отдыхал на рыбалке, которую очень любил. А летний отдых семья проводила у родственников Лидии в Крыму. Особые теплые и дружеские отношения сложились у Всеволода Санаева с кинорежиссером Василием Шукшиным. Однажды Василий Шукшин позвонил ему с предложением сыграть в его первом фильме «Живет такой парень». На что Санаев ответил отказом. Очень странным показалось ему тогда, что его приглашает мало того, что неизвестный сценарист, так еще и сам снимающий свой же фильм. Но посмотрев картину, Всеволод Санаев пришел к Шукшину сам. Тогда он признал в Василии Шукшине талант и предложил свое участие в других проектах молодого сценариста. Так началась дружба двух талантливых людей, которая закончилась только смертью Василия Шукшина в 1974 году во время съемок фильма «Они сражались за родину». Критики и зрители всегда отмечали в игре Всеволода Санаева достоверность и отсутствие фальши. Даже его последний роли, когда актер был уже в солидном возрасте, вызывали в зрителях восхищение и яркие эмоции. Всеволод Санаев умер 27 января 1996 года от рака легких, через год после смерти жены. Он похоронен на Новодевичьем кладбище. Всеволод Васильевич Санаев умер в окружении любящей семьи, с ним рядом была дочь, ее муж и внук Павел. Павел Санаев пошел по стопам деда и матери в киноиндустрию. Он стал сценаристом, кинорежиссером и писателем. Его полубиографический роман «Похороните меня за плинтусом» вызвал настоящую сенсацию. Он построен на семейных отношениях в семье Санаевых, но большая часть тех событий, о которых пишет Павел, является вымыслом, о чем говорит и сам Павел и его мать – Елена Санаева. Она не скрывает того, что отношения у ее родителей были напряженными, но они любили и ценили друг друга, и, в конце концов, стали единым целым. Несмотря на то, что Всеволод Санаев умер, нельзя говорить о нем и о его таланте, как о чем-то прошлом и прошедшем. Мы вновь и вновь смотрим фильмы с его участием, сопереживаем его до сих пор живым персонажам.  Возможно, никто не вспомнит фильм «Пять дней – пять ночей» (1960 год), но многие, а особенно среди старшего поколения, вспомнят старшину Ефима Козлова, погибшего защищая картины Дрезденской галереи. Ведь все его эмоции, его жизнь и смерть так талантливо и искренне показаны.  Все герои, сыгранные Всеволодом Санаевым, живут не только в фильмах, но и в сердцах людей, которым те помогли вылечиться от страха, воспоминаний и боли понесенных в тяжелое время потерь. А современному поколению показывают, что в то время, в тот сложный для страны период люди жили, искренне любили, от души смеялись, старались делать добро не только для себя, но и для целой страны, ради достижения благих целей.


Список его наград говорит о невероятном таланте и заслугах перед Отечеством. Среди них: Орден Ленина (22.06.1971); Орден Октябрьской Революции (1981); Орден Трудового Красного Знамени (27.10.1967); Медаль «За трудовое отличие» (1950); Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1971); Медаль «За освобождение Болгарии. К 90–летию со дня рождения Георгия Димитрова» (1978); Нагрудный знак «Отличник кинематографии СССР» (1980); Диплом на МКФ в Варне (фильм «Украденный поезд», 1972); Премия XVII Всесоюзного кинофестиваля в Киеве (за лучшую мужскую роль, фильм «Белые росы», 1984). Несмотря на большой успех и популярность, он на всю жизнь сохранил в себе доброту, легкость характера и хорошее чувство юмора. Он жалел о том, что ему мало удалось сыграть комедийных ролей, к чему он сам в себе видел талант. 


Трудно представить, что если бы этот знаменитый актер в молодости усомнился в своих способностях, он остался бы неизвестным и не смог бы подарить нам такого удовольствия – наблюдать его в актерской игре.


Елена Санаева (дочь великого актера) рассказывала: «У отца на руке была татуировка, сделанная еще в молодости, — якорь. Перед спектаклем или съемками он густо замазывал ее гримом. Теперь мне думается, что она, несмотря на то, что отец потом пытался ее свести, была очень символична. Ведь Всеволод Санаев и есть человек—якорь — надежный, золотой человек». 


Всеволод Васильевич Санаев родился 25 февраля 1912 года в Туле. Семья его была знаменита изготовлением качественных тульских гармоней. Из-за плохой успеваемости, отец забрал сына из школы и привел на гармонную фабрику, где Всеволод быстро освоил профессию половинщика. В его обязанности входила сборка и настройка гармони.


Так Всеволод и занимался семейным делом, пока в Тулу не приехал с гастролями МХАТ. Этот момент стал поворотным в его жизни и открыл в нем большую любовь к сценическому искусству. Он ходил на «Дядю Ваню» Антона Павловича Чехова. Та жизнь, которая лилась на сцене, тот актерский талант, заставляющий сопереживать героям спектакля, вдохновили его на работу в театре. Он напросился в тульский драматический театр, куда его сначала не захотели брать, поскольку у него было всего четыре класса образования. Но Всеволод был настойчив, и, в конце концов, ему предложили работу за сценой. Он работал по вечерам и делал все, что мог. Работал техником, осветителем, шумовиком – всем тем, чем мог помочь.


Тогда Всеволод пошел в драмкружок. Впервые он вышел на сцену с крошечной ролью в «Ревизоре» Николая Васильевича Гоголя, поставленном в тульском театре. Тогда он впервые почувствовал прямую принадлежность к тому миру, в который он так сильно хотел войти. После этой маленькой роли один из старых актеров театра сказал ему, что талант у него есть и рвение немалое, но нужно учиться актерскому мастерству.


Первое время родители Всеволода не знали, что их сын увлекся театральной деятельностью. Всеволод это тщательно скрывал - не хотел слышать насмешки и упреки от родных. Днем он работал с отцом на фабрике, а вечером работал в театре.


Когда Всеволод понял, что готов, он рассказал родителям о своих планах уехать в Москву и учиться на актера. Родители молодого человека решили, что он просто лентяй, который не хочет работать. Они отказались ему помогать. В результате Всеволод Санаев отправился в Москву с небольшой суммой денег, которую скопил сам, без зимнего пальто, без благого родительского напутствия. Его проводили словами: «Ты там где-нибудь умрешь под забором в этой своей Москве!». До января семья ждала сына домой, но к январю поняли, что дело это бесполезное и наконец, выслали ему зимнее пальто. 


Немного не медля, приехав в Москву, Всеволод поступает в театральный техникум на курс Николая Плотникова. Начинается новая жизнь. Днем он учится, а по ночам работает на вокзале – разгружает вагоны. 


Учась в техникуме, он понимает, что выбрал себе правильное призвание. Преподаватели его хвалят, а сам он уставший, но счастливый, идет к правильной цели. После окончания техникума он поступает в ГИТИС, но этого оказывается мало для счастья. Первые впечатления от увиденного в Туле спектакля, а также новые походы в театры Москвы, развили в молодом актере новую мечту. Он понял, что хочет играть на сцене МХАТа.


«Только в этом театре я хочу служить, только таким должен быть настоящий актер. Или вернусь собирать гармони, или научусь играть, как они», - говорил Всеволод Санаев после того, как увидел спектакль «У врат царства» с участием Василия Качалова.


Это желание также исполняется. После выпуска из ГИТИСа, он пробует попасть во МХАТ. Правда, тогда набирали актеров не в основной, а во вспомогательный состав. Там он читает отрывок из Николая Васильевича Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Из семисот претендентов были отобраны всего три человека, среди которых был и Всеволод Санаев. В отборочной комиссии сидели Станиславский и Немирович-Данченко. Это стало большим прорывом в карьере Всеволода. Еще раз он удостоверился, что выбрал правильный путь.


Однако оказалось, что преодолеть конкуренцию в самом театре намного сложнее, чем на вступительном конкурсе. В первые два года работы ему удалось сыграть пару хороших ролей (роль Пикалова в «Любови Яровой» и Чепурина в пьесе Островского «Трудовой хлеб»), к нему начали относиться, как к талантливому актеру и доброму человеку. Однако ролей все равно было мало, а в кино тогда работать еще не предлагали, так что материальное положение Всеволода Санаева тогда было очень слабым. Приходилось подрабатывать на радио. 


Он выезжает с театром на многочисленные гастроли. Однажды на гастролях в Киеве он знакомится с прелестной девушкой, студенткой филологического факультета – Лидой. За тот месяц, который он провел в Киеве, он уговаривает ее уехать с ним в Москву и выйти за него замуж. Родители Лидии смотрели на этот брак, как на большую ошибку. Они были уверены, что Лида бросит Всеволода и вернется домой в Киев точно также, как и родители Всеволода думали, что он бросит актерскую деятельность и вернется в Тулу. Однако Лида и актерская карьера стали спутниками Всеволода Санаева на всю жизнь.


Было такое правило в МХАТе: если основной актер не появляется в своей роли хотя бы два раза, и его заменяет другой актер, тогда заменяющий актер выходит на сцену в очереди с основным. Однажды Всеволоду Санаеву подвернулась «удача», что довольно сложно назвать этим словом, но в условиях сложившейся в театре конкуренции, это называлось именно так. Всеволод Санаев в течение двух лет был занят в пьесе «Горячее сердце» Александра Николаевича Островского в роли Наркиса. За такое долгое время игры в этом спектакле, он выучил наизусть все остальные роли. Вдруг заболевает Михаил Яншин, игравший Градобаева. Всеволод Санаев быстро смог заменить заболевшего актера, за несколько репетиций он так освоился в новой роли, что после спектакля руководством театры было официально это отмечено. Но Михаил Яншин узнал об этом и на следующий спектакль явился больным, но роль отыграл. Всеволоду Санаеву тогда не удалось закрепить за собой эту роль.


Всеволод Санаев


Тогда же сильно заболевает жена Всеволода. Денег было немного, приходилось жить в коммунальной квартире. Тогда Всеволод Санаев принимает важное решение – он уходит из МХАТа. Алла Константиновна Тарасова (в то время директор МХАТа) поняла его в этот момент и сказала, что решение это правильное, поскольку костяк основных актеров в театре уже сформировался. Разбить его или пробиться к ним – дело недостижимое.


«Оставить МХАТ, друзей, сцену — дело, конечно, нелегкое. Но манило кино, и думалось, что в кинематографе удастся сделать больше. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», - говорил Всеволод Санаев об этом периоде своей жизни.


Наконец, тогда у Всеволода Санаева появляется возможность прийти в кино. Его первой ролью была совсем незаметная роль грамотного бойца в фильме «Если завтра война…» (1938 год). Она не приносит ему популярности, но дает молодому актеру хороший толчок в сторону развития своего таланта в кинематографе. Значимым становится появление Всеволода Санаева в фильме «Волга-Волга» (1938 год), где он играет бородача-лесоруба. Ему самому казалось удивительным и забавным то, как быстро к нему прилепили бороду и сказали играть такую возрастную роль. Далее пошли фильмы «Девушка с характером» (1939 год), где Всеволод Санаев играет лейтенанта милиции Суркова, и «Любимая девушка» (1940 год), где он появляется в небольшой роли Василия Добрякова. В «Любимой девушке» его замечают как хорошо сложенного талантливого актера с красивым лицом.


Казалось, все идет хорошо, Всеволод Санаев становился все популярнее благодаря киноискусству. Но в самый пик его восхождения на киноэкран началась война. Всеволод Санаев намеревается отправиться на войну, но товарищи по профессии уговаривают его поучаствовать в новом кинопроекте. Это были агитационные киносборники для фронта. Всеволод Санаев соглашается и на некоторое время расстается с женой и родившимся к тому времени сыном – Алексеем. Но желание ехать на фронт преследовало его до тех самых пор, пока он не понял, как важно для всех жителей страны то патриотическое настроение, которое дарят спектакли и кино. 


После снятия киносборников для фронта, он едет работать в Борисоглебский театр имени Чернышевского. Актеры этого театра большую часть своего времени посвящали игре в больницах для раненых и на вокзалах  для солдат, уезжающих на фронт. После каждого выступления, актеров окружали благодарные солдаты. Очень милым моментом стал тот, когда после выступления для снайперов с фронта, один из них подарил актерам букет подснежников. Артисты поняли, что не зря стараются. Удивительно, как те самые люди, которые шли на войну не осуждали актеров, оставшихся за пределами поля боя, а, наоборот, от всей души были им благодарны. Кто-то за поддержку, а кто-то за доброе напутствие.


Тем временем, Лида Санаева с ребенком была эвакуирована из Москвы в Алма-Ату, где от кори и дифтерита умирает сын Алексей. Сложно передать горе, которое тогда испытала жена Всеволода Санаева. В военной обстановке она чудом находит мужа, ведь он не знал, куда эвакуировали ее, а она не знала, куда послали его.


Уже после войны, в Москве у Санаевых родилась дочь – Елена, которая пошла по стопам своего отца и стала актрисой. Она была очень слабым, но очень любимым ребенком. Сама она говорит о том, что ей очень повезло, ведь она росла в любящей и полноценной семье.


Всеволод Санаев


В послевоенное время у Санаевых случилось очередное несчастье. Однажды, на коммунальной кухне Лидия Санаева рассказала неполиткорректную шутку, после чего сотрудники НКВД несколько раз приходили, чтобы расспросить о молодой неработающей женщине. Эта ситуация очень сильно повлияла на спокойствие Лидии. Ее слабая психика, склонная к депрессии, не выдержала этого страха. Ей пришлось на несколько месяцев лечь в психиатрическую лечебницу с манией преследования. После этого происшествия Всеволод Санаев понял, что материальное положение необходимо срочно поправлять, чтобы оградить свою семью от чужих людей. В 1950х у Санаевых наконец появилась своя квартира.

 

Всего Всеволод Санаев снялся в семидесяти восьми фильмах, каждый из которых раскрывал разные стороны его таланта. Его называли феноменом. Всеволод Санаев одинаково успешно справлялся и с положительными и с отрицательными героями,  и с комедией и с трагедией. Звездным временем для актера стало время после съемки таких фильмов как  «Оптимистическая трагедия» (1963 год), где он сыграл нетипичную тогда для него роль отрицательного героя – Сиплого, и «Это случилось в милиции» (1963 год), где он сыграл Майора Сазанова. На тот момент ему было уже пятьдесят лет. 


По словам Елены Санаевой – дочери великого актера роль в фильме «Белые росы» (1983 год) полностью передает натуру и характер Всеволода Санаева. Особенно тот момент, когда его герой Федор Ходас пускается в монолог «Спасибо тебе, солнышко!».


В течение пятнадцати лет Всеволод Санаев был секретарем Союза кинематографистов и отвечал за бытовую секцию. Он занимался распределением путевок на отдых и на лечение. Он обладал небольшой властью, но никогда не пользовался своим положением. Сам он  никуда путевки не брал, а отдыхал на рыбалке, которую очень любил. А летний отдых семья проводила у родственников Лидии в Крыму.


Особые теплые и дружеские отношения сложились у Всеволода Санаева с кинорежиссером Василием Шукшиным. Однажды Василий Шукшин позвонил ему с предложением сыграть в его первом фильме «Живет такой парень». На что Санаев ответил отказом. Очень странным показалось ему тогда, что его приглашает мало того, что неизвестный сценарист, так еще и сам снимающий свой же фильм. Но посмотрев картину, Всеволод Санаев пришел к Шукшину сам. Тогда он признал в Василии Шукшине талант и предложил свое участие в других проектах молодого сценариста. Так началась дружба двух талантливых людей, которая закончилась только после смерти Василия Шукшина в 1974 году во время съемок фильма «Они сражались за родину».


Критики и зрители всегда отмечали в игре Всеволода Санаева достоверность и отсутствие фальши. Даже его последний роли, когда актер был уже в солидном возрасте, вызывали в зрителях восхищение и яркие эмоции.


Всеволод Санаев умер 27 января 1996 года от рака легких, через год после смерти жены. Он похоронен на Новодевичьем кладбище. Всеволод Васильевич Санаев умер в окружении любящей семьи, с ним рядом была дочь, ее муж и внук Павел.


Павел Санаев пошел по стопам деда и матери в киноиндустрию. Он стал сценаристом, кинорежиссером и писателем. Его полубиографический роман «Похороните меня за плинтусом» вызвал настоящую сенсацию. Он построен на семейных отношениях в семье Санаевых, но большая часть тех событий, о которых пишет Павел, является вымыслом, о чем говорит и сам Павел и его мать – Елена Санаева.


Всеволод Санаев


Она не скрывает того, что отношения у ее родителей были напряженными, но они любили и ценили друг друга, и, в конце концов, стали единым целым.

Несмотря на то, что Всеволод Санаев умер, нельзя говорить о нем и о его таланте, как о чем-то прошлом и прошедшем. Мы вновь и вновь смотрим фильмы с его участием, сопереживаем его до сих пор живым персонажам. 


Возможно, никто не вспомнит фильм «Пять дней – пять ночей» (1960 год), но многие, а особенно среди старшего поколения, вспомнят старшину Ефима Козлова, погибшего защищая картины Дрезденской галереи. Ведь все его эмоции, его жизнь и смерть так талантливо и искренне показаны. 


Все герои, сыгранные Всеволодом Санаевым, живут не только в фильмах, но и в сердцах людей, которым те помогли вылечиться от страха, воспоминаний и боли понесенных в тяжелое время потерь. А современному поколению показывают, что в то время, в тот сложный для страны период люди жили, искренне любили, от души смеялись, старались делать добро не только для себя, но и для целой страны, ради достижения благих целей.



Светлана Габриел


 

Рекомендуем

«Золотой ключик»: Мероприятия Года театра
Габриэль Гарсиа Маркес. Колумбийский маг
В Год Театра Московский Международный фестиваль студенческих спектаклей «Твой шанс» пройдет в 15-й раз
Кино. Классика. "Леон"
Как собрать домашнюю библиотеку
В чужой шкуре ("Оленья кожа" реж. Mr. Oizo)
Фонд «НАСТЕНЬКА»
Борьба и гонка ("Скрытые фигуры" реж. Тед Мелфи)
5-й юбилейный фестиваль «МОНОФЕСТ»
Станислав Ежи Лец и его «Непричесанные мысли»