XXXIX ММКФ. "Преисподняя" Фенара Ахмада, "Купи меня" Вадима Перельмана
Звездные гости фестиваля прошли по мокрой от дождя красной ковровой дорожке, иранский режиссер Реза Меркарими получил регалии председателя жюри от Chopard и вместе с Никитой Сергеевичем совершил торжественный ритуал с огромной кинохлопушкой – Московский Международный кинофестиваль открыт. 23 июня состоятся первый конкурсные показы для зрителей, начинаем рассказывать о фильмах 39 ММКФ.
«Преисподняя» датского режиссера иракского происхождения Фенара Ахмада повествует об успешном кардиохирурге Заиде, который становится ночным мстителем, желая отомстить за убийство брата. Не секрет, что беженцы в Европе получают социальные выплаты, которые многим из них позволяют не работать. Отношение к таким неработающим мигрантам негативное. Заид – единственный в своей семье, кому удалось ассимилироваться, местный криминальный авторитет даже напрямую называет его белым. В определенном смысле он действительно «белый»: живет в роскошной квартире, имеет высокооплачиваемую престижную работу, есть «жена, машина и собака», как говорит один из героев фильма. На противоположном конце социальной лестницы брат Заида Ясин и его окружение. Они не собираются ассимилироваться, а о том, чтобы начать зарабатывать деньги честным путем говорят с презрением. Этот «ад» делится еще на две группы, во всяком случае, для Заида: вчерашние дети, как Ясин и Алекс, попавшие под дурное влияние, и главари-отморозки, использующие слабых в своих преступных целях. Родители упрекают Заида в том, что он не смотрел за братом, он их винит в безделье и нежелании вырваться из того статуса, в котором они оказались. В фильме есть два варианта жизни беженцев в европейской стране. Чтобы перестать быть чужим и жить на пособие, мигранту нужно стать белым. Для того чтобы стать белым, надо перестать быть арабом. Не все готовы на это пойти.
Заид не собирается глубоко вникать в причины высокого уровня преступности среди мигрантов, он идет войной против зла и, собственно, спускается в эту преисподнюю. Тут фильм становится натуральным «Черным рыцарем», разве что Заид, не являясь профессиональным виджиланте, допускает досадные ошибки, поэтому ради мести ему придется лишиться всего и остаться в аду навсегда. Преисподняя в фильме – это в первую очередь Заид, вцепившийся мертвой хваткой в своего врага, лужи крови и рваные раны варгов. А вот жизнь того ада, с которым он так отчаянно сражается, в котором погиб его брат, обозначена достаточно условно и поверхностно. «Преисподняя» привлекает зрителя в первую очередь актуальной проблемой беженцев в Европе, качественными экшен-сценами, а также центральной актерской работой. Дар Салим («Двойник дьявола», «Игра престолов») с одинаковым успехом изображает успешного врача и сурового мстителя, а его крупные планы вызывают стойкие ассоциации с полковником Курцом в исполнении Брандо.
«Купи меня» Вадима Перельмана – один из трех фильмов, представляющих Россию в главном конкурсе. Вопрос о включении картины в конкурс вызвал горячие споры среди членов отборочной комиссии. В итоге выбор обосновали тем, что «Купи меня» даст более полное представление о жанровой палитре российского кино. Большинство известных нам сказок о дремучих лесах, с обитающими там серыми волками, людоедами и ведьмами, создавались с единственной целью сделать так, чтобы напуганные маленькие девочки и мальчики в этот страшный лес не ходили и слушались родителей. В «Купи меня» также доступно, просто и в лоб говорят о том, что если не слушаться маму, то можно плохо кончить (но если ваша мам ездит на Porsche Cayenne, тогда все будет нормально). Как пела Нонна Мордюкова в фильме Дениса Евстигнеева «Мама»: «Слушайте советов доброй матушки, берегите свой авторитет». Две главные героини в поисках сытой жизни, а третья (Катя) от скуки пускаются во все тяжкие: беспорядочные половые связи, наркотики алкоголь и т.д. Красота, молодость и здоровье приносятся героинями в жертву ради маячащих на горизонте дорогих машин и богатых женихов. Что же заставило девушек так опуститься? Бедная жизнь в неблагополучной ростовской семье в первом случае и гиперопека матери, а, следовательно, не возможность «нагуляться», во втором. Катя, как человек, который не варился в смраде ночных и караоке клубов долгое время, видит проблемы подруг под несколько другим углом, пытается помочь им, попутно с извращенным удовольствием испытывая на себе все тяготы новой для себя жизни. Заканчивается все плохо, отсюда продолжение послания от режиссера: «Не лезьте в чужую жизнь».
Характеры персонажей и некоторые сюжетные ходы доведены до абсурда (глупость и неосмотрительность героинь, история с шейхами, метод знакомства с богачом Костей), видимо, чтобы до конца соответсвовать сказочной страшилке, но сопереживать персонажам от этого сложнее. Кстати, эпизодическая роль Ивана Добронравова заслуживает отдельного упоминания. Он влюблен в одну из подруг Кати, но что назыввается ходит вокург да около, этакий офисный "хороший парень", а с другой стороны настощий мудак (как его в картине постоянно и называют). Лучшая роль в картине.
Вадим Перельман известен российскому зрителю в первую очередь по сериалам «Пепел» и «Измены». «Купи меня» органично смотрелся бы на отечественном ТВ. Кажется, что зритель получит от него гораздо больше удовольствия, случайно наткнувшись переключая каналы (и это будет большой удачей!), чем посмотрев в конкурсе ММКФ. Показ фильма «Преисподняя» состоится 23 июня в кинотеатре «Октябрь» 16:30, а 24 в «Космосе» в 17:30. «Купи меня» можно увидеть в «Октябре» 23 июня в 19:30.
Михаил Мосягин Фотоматериалы предоставлены пресс-службой ММКФ |
Рекомендуем |